В городе Большого Яблока гремит 62-ой Нью-Йоркский кинофестиваль (NYFF), который знаменует старт сезона наград. Здесь можно увидеть ключевые картины этого года, включая фильмы с Венецианского, Каннского, «Санденса» и других фестивалей. В программе сегодня – новые работы Педро Альмодовара, Стива МакКуина, Шона Бейкера, Дэвида Кроненберга, Луки Гуаданьино, Жака Одияра, Джесси Айзенберга, Пабло Ларраина и многих других. Специально для Harper’s BAZAAR Kazakhstan Жанна Присяжная делится своими впечатлениями в первом кратком обзоре с кинофестиваля.
Текст: ЖАННА ПРИСЯЖНАЯ JEANNE PRISYAZHNAYA
«Бруталист»
Сказать, что это один из самых ожидаемых фильмов года, не будет преувеличением. Режиссер Брэйди Корбет работал над «Бруталистом» больше 7 лет, снимая картину на пленку VistaVision, которую использовали еще в 1950-х, а бюджет картины уложил в 10 миллионов долларов – небольшую сумму для голливудского фильма. Чтобы увидеть шедевр независимого кино, журналисты выстроились в очередь за несколько часов до начала показа, и лента оправдала высокие ожидания даже самых суровых кинокритиков. Несмотря на внушительный хронометраж (три с половиной часа), «Бруталист» смотрится на одном дыхании. Перипетии эмигрантской жизни венгерского архитектора Ласло Тота, его путешествие из нацистской послевоенной Европы и жизнь в капиталистической Америке показаны в грандиозной работе режиссера и актеров Эдриана Броуди, Фелисити Джонс и Гая Пирса. Во всех смыслах монументальная картина обещает стать фаворитом нового сезона наград, но что еще важнее — стать одной из ключевых картин этого века. Подробнее о фильме – читайте в следующих материалах Harper’s BAZAAR Kazakhstan.
«Мария» (на Netflix с 11 декабря)
«Мария» — это, пожалуй, самая сильная картина в биографическом триптихе Пабло Ларраина. Напомним, до этого режиссер снял «Спенсер», где речь шла о леди Диане в исполнении Кристен Стюарт, и «Джеки» — фильм о Жаклин Кеннеди, где ее сыграла Натали Портман. Возможно все дело в том, что сама фигура Марии Каллас была ближе всего к режиссеру – накануне премьеры ленты он признался, что его мама обожает Каллас и он с детства слушал непревзойденную оперную диву. В картине Ларраина свет софитов направлен на Каллас в последнюю неделю ее жизни, где она уже потеряла свой невероятный голос, а ее сердце оказалось разбито после романа с Аристотелем Онассисом. Марию Каллас сыграла Анджелина Джоли и по началу кажется, что актриса с легкостью перевоплотилась в примадонну, которая трогает своей хрупкостью и очаровывает чувством юмора и саркастичностью. На деле же за этой ролью стоял огромный труд – Джоли шесть месяцев училась оперному пению и в итоге в фильме голоса Каллас и Джоли буквально переплетены. «Мария» – это картина, которую незамедлительно после просмотра захочется пересматривать снова и снова, каждый кадр «Марии» хочется сохранить для вдохновения, а после просмотра переслушать арии великой оперной певицы. Браво! Брависсимо!
«Настоящая боль»
Вторая режиссерская работа Джесси Айзенберга, удостоенная приза за лучший сценарий на «Сандэнсе», расскажет о путешествии двоюродных братьев (в исполнении самого Айзенберга и Кирана Калкина) в «холокост-тур» в Польшу — на родину своей бабушки. На первый взгляд каждый из них как будто бы вновь играет персонажей, которые сделали их известными. Герой Айзенберга — Дэвид — осторожен и тревожен (по мотивам его ролей в «Добро пожаловать в Zомбилэнд» или «Ультраамериканцев»), а его полная противоположность – Бенджи, герой Калкина – легок на подъем и остроумен (ему, так же как и Роману в «Наследниках», палец в рот не клади). По ходу развития сюжета Айзенберг мастерски раскрывает героев своего фильма, фокусируя внимание на эмоциональных метаниях Бенджи, задаваясь вопросами о судьбах американцев, детях и правнуках эмигрантов. Как первое поколение переселенцев, пройдя через войну, геноцид и холокост, приезжали в Америку водить такси и мыть посуду, как их дети стали врачами и юристами, а правнуки порой не могут найти себе места в этом мире и при этом ощущают груз ответственности перед своими предками? «Настоящая боль» – трогательный и личный фильм для Айзенберга о любви, семье и о том, насколько можно сравнивать боли современной, казалось бы «комфортной» жизни с ужасами войны. Поднимая сложные темы, режиссер рассказывает о них с чувством юмора и эмпатией. Смотря его фильм, трудно удержаться от смеха сквозь слезы, а после не задаваться вопросами, поднятыми в нем.
«Слухи»
Сатира от канадских режиссёров Гая Мэддина и братьев Галена и Эвана Джонсонов с Кейт Бланшетт в главной роли по началу показалась во всех отношениях многообещающим фильмом. В актерском составе, помимо самой Бланшетт, – Алисия Викандер (в роли президента Европейского союза), Чарльз Дэнс (Тайвин Ланнистер из «Игры престолов» в роли президента США, который все время норовит уснуть), Дени Меноше в роли президента Франции («Бесславные ублюдки») и многие другие. В картине речь идет о встрече лидеров стран «Большой семерки», которые собрались для решения мирового кризиса, но в итоге остаются без привычной свиты и вынуждены бродить по лесу. Впрочем, в итоге эта участь постигла и сам сюжет фильма. По началу «Слухи» подают надежды стать одной из самых интересных комедий этого сезона (шутки из фильма легко растащить на цитаты), но уже к середине лента выдыхаются и скатываются к стереотипизации, порой чрезмерно упиваются игрой слов, и даже финальная сцена не может вытянуть картину. А жаль, в современных реалиях и безумии нашего времени сильная политическая сатира с элементами апокалиптического хоррора пришлась бы как нельзя кстати.
«Друг»
Пожалуй один из самых нью-йоркских фильмов кинофестиваля (с ним может тягаться лишь новая картина Альмодовара, но о ней мы расскажем во второй части нашего обзора) – это «Друг» с Наоми Уоттс, Биллом Мюрреем, Карлой Гуджино и Констанс Ву. Впрочем, главная роль этого фильма отдана немецкому догу окраса арлекин по имени Апполо. По сюжету картины, Айрис, героиня Уоттс, писательница, профессор и редактор, она живет в небольшой квартире в Вест Виллидж и уже много лет работает над книгой по Восточному блоку, но ее привычный уклад жизни меняется, когда ей достается по наследству собака, которую соседи поначалу принимают за пони. Ее друзья и коллеги крутят пальцем у виска, намекая на то, что в ее квартире нет места такому большому питомцу, а арендодатели и вовсе грозят выселением. Режиссеры Скотт МакГихи и Дэвид Сигел сняли удивительно душевный и добрый фильм в стиле 1990-х, который при этом не скатывается к традиционным тропам, а ведь они так часто появляются в фильмах о собаках. В основе «Друга» лежит тема горечи утраты и то, как эти переживания пронизывают человека и животное. Конечно же, такая картина может быть и не станет вечной классикой кинематографа, но наверняка полюбится зрителям, которые будут тянуться к этой сентиментальной и медитативной ленте в воскресные вечера.
Источник заглавного фото. Poster of NYFF.