Дом турецкого дизайнера, коллекционера и декоратора Сердара Гюльгюна – must-see для любого человека, интересующегося искусством. Мастеру удалось оживить дом 1860 года постройки и вернуть ему элегантность и великолепие. Арт-эдвайзер и специалист по коллекционному дизайну Бибимариям Мусаханова исследует экзотичные предметы декора и редкие древние элементы поместья Гюльгюна.
Текст и фото: БИБИМАРИЯМ МУСАХАНОВА BIBIMARIYAM MUSSAKHANOVA
Интерьер виллы профессора Сердара Гюльгюна – это эстетический диалог между Венецией и Дамаском. Обстановка этого места подобна wunderkammer, или, как его еще называют, кабинету редкостей: экзотичные предметы декора – от настоящего египетского трона до шкуры восточно-азиатского тигра – здесь сосуществуют в гармонии. Планировка османского дома, в котором проживает Сердар, также необычна, как и его убранство: расположение комнат основано на китайской нумерологии, а потолок вдохновлен жилищем кочевых народов Средней Азии – юртой.
В последней столице империи
От Алжира на Западе до берегов Каспийского моря и древнего Баку на Востоке, от территории нынешней Украины до побережья Сомали – когда-то простиралась великая Османская империя. C захватом Константинополя армия султана Мехмеда II приобрела власть над странами Восточной Римской империи, однако на победе над византийцами военные походы османских турок не закончились. В течение нескольких столетий завоеванные территории росли, и к XV веку Османская империя имела обширные земли на трех континентах: Европы, Африки и Азии. В приобретенных областях турки открывали для себя и перенималиновые архитектурные стили, литературу, музыку и другие виды искусств. Колорит различных регионов империи сыграл большую роль в формировании культуры османской элиты. Более того, мода на межкультурные браки, несомненно, повлияла на вкусы высших слоев населения.
Яркая смесь контрастов подобна кухне Турции: специи, сыры, крепкий черный кофе и сладости пышного стамбульского двора – все это олицетворение центра Евразии c его насыщенными красками, вкусами и запахами. В основе сплава, свойственного османской эстетике, лежат византийская и персидская традиции, однако как в архитектуре, так и в декоративно-прикладном искусстве проглядываются черты культур Армении, Греции, Северной Африки, Центральной Азии, Ближнего Востока и даже Китая.
В городе, расположенном в заливе Босфор, находится огромное количество достопримечательностей различных эпох. Памятники архитектуры здесь – это преимущественно мечети и дворцы, однако имеются и уникальные сооружения, куда нельзя купить билет. Некоторые частные дома Стамбула представляют не меньший интерес с точки зрения истории города, чем музеи и храмы. В качестве такого места можно отметить охотничье поместье 1860-х годов, принадлежащее Сердару Гюльгюну.
Сердар Гюльгюн – декоратор, проекты которого включают в себя частные дома Стамбула и отели Парижа. Он также дизайнер линии аксессуаров для дома и сотрудничает с отелем Four Seasons (к слову, экскурсию по дому бронируют через этот отель). Помимо основной своей деятельности профессор Гюльгюн читает лекции в Британском музее в Лондоне и является автором книг «Османский шик», «Большой Базар», выпущенных элитным французским издательством Assouline, и составителем брендированного гида по Стамбулу от Louis Vuitton.
После долгих поисков дома, который бы отражал философию Сердара, выбор пал на элегантную виллу, бывшим владельцем которой был венгерский аристократ и предводитель неудачного нашествия австро-венгерской армии на Стамбул Джозеф Колманн. Турки предоставили выходцу из Венгрии убежище в столице империи, и в благодарность он присоединился к османской армии в Крымской войне. Колманн также принял ислам, сменив имя на мусульманское – Фейзулла. Впоследствии Фейзулла заслужил титул «паша» и приобрел дом в районе Ченгелькей, на азиатской стороне города, вблизи летнего дворца султана под названием Бейлербейи.
В отличие от большинства высокопоставленных лиц Османской империи, Фейзулла не пожелал иметь дом вблизи залива. В его родной стране большинство вилл находились в районах, полных зелени, и по этой причине дом был построен вдали от воды, но впечатлял своими садами. На территории, прилегающей к дому, большое количество деревьев придает воздуху неповторимую свежесть. Запах здесь можно описать как смешение прохлады растений и морского бриза. Территория сада нынешнего владения была значительно больше в момент его приобретения первым хозяином, но со временем часть земли была использована государством для строительства близлежащих дорог.
Эклектичная усадьба коллекционера черепашьих панцирей
Двухэтажная вилла, отреставрированная и декорированная Сердаром, имеет уникальную атмосферу и отражает личность и интересы его владельца. Как и в большинстве исторических частных домов города, все здесь построено из дерева, что способствует устойчивости к частым землетрясениям. На первом этаже здания можно увидеть белый мраморный пол. Благородный материал, использованный для пола, знаком всем, кто прогуливался по историческому центру, поскольку этот же мрамор был применен при строительстве многих мечетей, фонтанов и королевских резиденций Стамбула. В «мраморном холле» расположен египетский трон, принадлежавший последнему египетскому фараону. Из декора примечательны чучела павлинов и зеркала, отделанные перламутром. Экземпляры подобных зеркал присутствуют во дворцах Топкапы и Долмабахче. В зале для трапез стол покрыт узбекским сузани, а на комодах стоят статуи и вазы из Восточной Азии. Стены здесь украшают предметы османского искусства: экземпляр семейного древа представителей османского суфизма, текстиль и каллиграфия. Каллиграфия была одним из важнейших видов искусства Османской империи, наряду с текстилем, и очень популярна среди представителей бизнес-элиты Турции. Семьи многих индустриалистов занимаются сохранением лучших экземпляров и спонсируют исследовательские институты по их изучению. Гюльгюн был одним из первых, кто стал популяризировать данное направление и в 90-х годах организовал 9 эксклюзивных выставок своей коллекции во дворцах Долмабахче и Топкапы. Помимо собрания каллиграфии в его коллекции имеются и другие примечательные предметы: шкура настоящего тигра, украшающая коридор к мраморному хаммаму, венецианские лампы, когда-то полученные от итальянцев в обмен на восточные специи, и портрет султана Абдул-Меджида I – именно того, который передал в дар поместье паше Фейзулле за военные заслуги.
Отличительная черта дома – потолки, покрытые расписными холстами, в каждой комнате. На момент приобретения жилища Сердаром сохранилась лишь малая часть отделки, и утраченные рисунки пришлось восстанавливать исходя из небольших фрагментов, доступных для изучения. Команда специалистов из реставрационного отдела дворца Топкапы смогла воссоздать узоры, в большинстве своем представляющие собой цветочно-геометрические мотивы, напоминающие работы английского художника Уильяма Морриса. Его обои имели популярность и были распространены среди среднего класса в период становления буржуазии в XIX веке – во времена индустриализации и начала глобализации. Тем не менее влияние восточной эстетики явно прослеживается в данных примерах декоративно-прикладного искусства того времени.
Работа, проделанная специалистами над потолками, была оценена турецкими властями и впоследствии внесена в базу зарегистрированных объектов культурного наследия нации. В целом государство активно поддерживает сохранение исторических памятников и для владельцев домов, имеющих историческую ценность, предусмотрены различные льготы. Однако сам процесс может оказаться довольно долгим: на реставрацию у Сердара ушло 7-8 лет, 5 из которых были потрачены на получение разрешений и восстановление, а 2-3 года – на ремонт и декорирование. Энергия, вложенная в проект, стоила долгих трудов и окупилась эффектностью полученного результата.
Другими отличительными чертами здания можно назвать планировку: на втором этаже пространство разделено на девять условных зон, поскольку в китайской нумерологии это число являлось священным и символизировало гармонию. Четыре комнаты расположены по углам этажа, а пять центральных частей образуют крест, подобный базиликам Римской империи. Помимо этого, функция этой зоны позаимствована у итальянцев: в традиционных палаццо было принято развлекать гостей на втором этаже. Правая и левая стороны этажа подразумевались для разных полов: мужчины и женщины могли отдыхать и развлекаться на одной из сторон, не мешая друг другу. Потолок здесь купольный и, по словам Гюльгюна, вдохновлен жилищем среднеазиатских кочевых народов. Линии, исходящие от центрального элемента декора, и впрямь напоминают уыки юрты.
Элегантная вилла, когда-то служившая летним домом паше Фейзулле, изобилует красками текстилей и ковров, геометрическими паттернами сирийской мебели и узорами фресок, но отдельное внимание стоит уделить наполнению дома необыкновенными предметами, среди которых часто встречаются черепашьи панцири. Причина увлечения Сердара этим древним животным кроется в истории и символизме: черепахи не только олицетворяли мудрость на протяжении веков, но и играли необычную роль при дворах османских султанов и индийских махараджей. В эпоху тюльпанов по вечерам турки ставили свечи на панцири живых черепах, а затем отпускали их гулять в цветочные сады и наблюдали, как мягко менялось освещение среди растений. Эти королевские животные были любимы и царями Индии: представители аристократии инкрустировали своих питомцев драгоценными камнями и держали их в своих дворцах как украшение.
К вышесказанному можно добавить, что вилла профессора Сердара Гюльгюна и ее интерьер в совокупности с коллекцией искусства и таксидермии отражают дух древнего Стамбула. Османская вилла сегодня играет калейдоскопом красок, свойственных городу. Здесь столкнулись и перемешались мотивы Ближнего Востока и католические элементы Запада. Занимая обширную территорию на стыке границ Европы и Азии, Стамбул с его шумными базарами и византийскими церквями подчеркивает свою географическую позицию и гармонично хранит в себе смесь культур из разных уголков мира. Благодаря опытному коллекционеру, декоратору и академику из руин дом превратился в удивительное место, завораживающее и пробуждающее фантазию. Вилла является достоянием архитектурного и искусствоведческого наследия времен империальной Турции.
Автор. Harper’s BAZAAR Kazakhstan.