Лариса Азанова — о том, как научиться понимать современное искусство и что оно несет собой в массы.
«Хорошо, что не пришлось платить», – сказал мой друг на выходе из музея Contemporary Modern Art. Было первое воскресенье месяца, как оказалось, в этот день вход в большинство европейских музеев бесплатный. Он, конечно же, не всерьез, но его шутка выражает мнение многих: современное искусство может сбить с толку новичков.
Все дело в том, что новые художники бросают вызов общепринятым представлениям о том, каким должно быть искусство, избегают традиционных норм и условностей, не боятся экспериментировать с материалами, техниками и стилями. Кроме того, современное искусство задает вопросы и нам, зрителям: оно может подвергнуть сомнению наши убеждения и вытолкнуть за пределы зоны комфорта. Это зеркало нашего времени и еще – и здесь кроется, пожалуй, главная сила современного искусства – это инструмент социальных изменений. Многие общественные проблемы были впервые озвучены именно художниками.
Несколько лет назад я беседовала с художницей Алмагуль Менлибаевой, одной из героинь этого номера, она посоветовала следующее:
«Не бойтесь спрашивать, если не понимаете, что сделал автор и как к этому относиться. Выставка – еще один способ учиться познавать мир в любом возрасте. Ведь искусство есть отражение человека, а человек бесконечен. Он придумывает новые смыслы, выбрасывает старые, видоизменяет, смешивает. Чтобы понять современное искусство, нужно просто ходить на все выставки, читать про художников, говорить, обсуждать и смотреть, смотреть, смотреть. Поверьте, это замечательная форма проведения досуга».
И я с ней абсолютно согласна.
Автор. Лариса Азанова.