Лариса Азанова — о пересечении искусства и моды
На обложке новогоднего номера Harper’s BAZAAR Kazakhstan 2019 года топ-модель Люпин Ван позировала на фоне специально созданных для этой фотосессии работ современной художницы и скульпторши Кеннеди Янко, которая превращает собственноручно найденный на свалках металлолом в предметы искусства. А прошлым летом в культурном пространстве Louis Vuitton – LV Dream – в Париже среди стоящих за стеклом экспонатов я обратила внимание на особенную сумку из артовой серии Artycapucines – деконструированную, с проступившей «ржавчиной». На сопутствующей табличке стояло имя Кеннеди. Я словно увидела старого друга: было здорово узнать, что девчонка, с которой ты обсуждала алматинскую белку, создала одну из самых запоминающихся трансформаций культовой «капуцинки».
Пересечение искусства и моды имеет богатую историю: еще в 1930-х, когда не существовало маркетингового термина «коллаборация», Эльза Скиапарелли сотрудничала с Сальвадором Дали и Жаном Кокто, в 1980-х Вивьен Вествуд открыла для мира моды Кита Харинга – спустя 30 лет он будет везде: от Jeremy Scott и Comme des Garçons до Uniqlo и Zara.
Знаковым примером искусства, вдохновляющего моду, являются платья Mondrian простого A-силуэта из коллекции Yves Saint Laurent 1965 года, которые были вдохновлены картиной «Композиция с красным, желтым и синим» голландского абстракциониста Пита Мондриана и, к слову, в ответ сделали его по-настоящему народным художником. Сегодня границы все больше стираются: ярмарки искусств Frieze и Art Basel привлекают все большее число игроков моды, показы проходят в музеях, практически не осталось ни одной люксовой марки, не задействовавшей современного художника для создания капсульной коллекции, а большие Дома вкладывают значительные средства в культурную индустрию. Исследования говорят, что таким образом модные бренды устанавливают новые эмоциональные связи с потребителями, а также улучшают свой имидж в качестве пропагандистов культуры и творчества.
Это новая и крайне увлекательная глава в истории моды, сюжет которой развивается у нас на глазах. Поэтому я вдвойне рада, что наш юбилейный – 200-й по счету – номер стал именно артовым и вышел в коллаборации с Центром современной культуры «Целинный».
Автор. Лариса Азанова. Art Covers curated by @tselinny.