Духов много, но легенда только одна. И это, конечно же, Chanel № 5. В чем секрет самого знаменитого аромата в мире и остался ли он таким же, каким его создал Эрнест Бо более ста лет назад, выясняет Лариса Азанова.
Как гласит история, в 1921 году Коко Шанель просто показала на пятый по очередности флакон из десяти, предоставленных ей парфюмером Эрнестом Бо. Пять было ее счастливым числом, выбор был очевиден. Но реальный факт в том, что именно в этом флаконе находилась самая большая концентрация самого дорогого жасмина – грасского. Это было желание Шанель: ее духи должны бы ли восприниматься как предмет роскоши. Шанель спросила у Бо, какой элемент в готовящейся формуле выходит дороже всех, и попросила его удвоить. Плюс такой ход гарантировал защиту от подделок: драгоценное сырье копировать нет никакого смысла, а мадемуазель явно знала толк в бизнес-процессах.
Особенному жасмину из Грасса действительно нет равных. Изысканный хрупкий цветок, который выращивается на местных полях, является гибридом жасмина Grandiflorum, привитым на обычный жасмин. С точки зрения ароматических свойств уникален: его сбалансированная нежная нота звучит в разных тональностях, в зависимости от окружения, а также от характера и кожи женщины. Одновременно скрытный и сияющий, он выражает женственность в ее расцвете. Его ноты находятся в сердце парфюмерной пирамиды, сочетаясь с майской розой и альдегидами и являясь основой притягательности Chanel № 5.
Так как без жасмина из Грасса композиция ольфакторной иконы немыслима, его все так же собирают в Грассе, на тех же самых полях, как и сто лет назад. Конечно, можно было бы найти более бюджетный аналог, но тогда запах бы неизбежно изменился. В Chanel же придерживаются принципа: легенда должна оставаться такой, какой ее создал Эрнест Бо, а новые духи не должны отличаться от тех, что были разлиты по флаконам в 1921-м.
Сегодня грасскими полями владеет пятое поколение семьи Мюлей. В 1987 году Дом Chanel заключил контракт с их небольшим фермерским хозяйством на покупку всего урожая. Немыслимая для столь огромного бренда сделка состоялась по инициативе главного парфюмера Chanel Жака Польжа – все, чтобы обеспечить неизменность аромата, с которым, как известно, засыпала Мэрилин Монро. Кроме жасмина здесь выращивается еще и майская роза – второй главный цветок, определяющий очарование № 5.
Никаких химикатов, все строго «органик», ведь любые добавки отразятся на конечном звучании «урожая». Сбор производится с середины августа до конца октября. Цветы срывают вручную каждый день с раннего утра – важно собрать их в целости и сохранности в момент цветения, чтобы они не успели увянуть. Далее будущую основу для аромата нужно как можно быстрее доставить в специально построенный недалеко от полей технологический цех: он находится буквально в двух минутах езды. Там цветы подвергают отжиму и дистилляции, чтобы превратить в твердую восковую субстанцию «конкрет». Для одного килограмма конкрета требуется триста пятьдесят килограммов живых цветов. Далее из конкрета путем дистилляции получат абсолю – высококонцентрированную цветочную эссенцию (из одного килограмма конкрета выходит пятьсот пятьдесят граммов абсолю). А если более понятным языком – то, чтобы получился один 30-миллилитровый флакон № 5, нужна тысяча цветков жасмина.
Это единственные цифры, которые здесь можно услышать: окончательная формула пятого номера не раскрывается. В конце концов, у аромата, достигшего статуса «вне моды и времени», должны оставаться свои загадки.
Автор. Лариса Азанова. Фото. Пресс-офис бренда.