ages and ages – единственный бренд в Казахстане, который работает над созданием текстиля из технической конопли. Его основатель Томас Акынов рассказал BAZAAR об экологичности модной индустрии, идеях и ценностях проекта.
Фото: АХАТ САБИДУЛЛА AKHAT SABIDULLAH
Постановка проблемы
Индустрия моды имеет отношение к изменению климата, но вместе с тем может стать частью решения этой проблемы. На моду приходится 10 процентов выбросов углерода во всем мире. В анализе McKinsey & Company о выбросах парниковых газов от одежды и обуви по стадиям цикла производства говорится о том, что на производство тканей приходится 38 процентов выбросов всей индустрии. Это самый неэкологичный этап жизненного цикла одежды и обуви.
Чтобы сделать производство тканей более экологичным, стоит прибегнуть к новым или хорошо забытым материалам. Например, Tencel – эта ткань изготавливается из древесины австралийского эвкалипта и подвергается нанообработке. Есть также ткани из крапивы или льна. И конечно – техническая конопля, она же хемпа, пенька. Не оказывая наркотического воздействия на человека, она является хорошей альтернативой хлопку.
Личная история
Вопрос, который так часто задают детям: кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Из детства я помню частые походы по магазинам с мамой, выбор одежды и просмотр проекта «Подиум» на MTV. Даже консультанты говорили, что у меня хороший вкус.
Однако при выборе профессии я и не думал о чем-то творческом, занимался социальными проектами, после работал аналитиком данных за границей. Во время локдауна, находясь уже в Казахстане, я начал задумываться о ценности ресурсов, которые у меня есть, и вспомнил мальчика, который любил создавать что-то красивое. Я решил узнать больше о мире моды и записался на курсы в школу дизайна.
Идея
После обучения в школе дизайна и пошива меня заинтересовала экологичность модной индустрии. Проработав 10 лет в разных социальных проектах, я захотел начать дело, которое несет позитивные перемены. Принял участие в конкурсе социальных предпринимателей с идеей создания полного цикла производства текстиля из технической конопли в Казахстане. С командой получили первое место и выиграли грант.
При создании проекта я думал не только о его экологичности, но и о том, как он может повлиять на экономику страны. Техническая конопля в Казахстане уже есть, в стране даже работает Ассоциация конопли промышленного применения Казахстана. На протяжении последних пяти лет члены Ассоциации не раз поднимали вопрос о том, чтобы в Казахстане разрешили выращивать индустриальную коноплю. Трудность в том, что у нас пока не разделяют понятия технической и психотропной конопли. Для легального выращивания конопли уровень содержания тетрагидроканнабинола (ТГК) не должен превышать 0%. Хотя во многих странах, включая наших соседей, например Россию и Узбекистан, где уже перерабатывают конопляные волокна, уровень разрешаемого ТГК составляет от 0,1 до 0,3%.
Как получается ткань?
Техническая конопля – сорняк, который требует гораздо меньше воды по сравнению с хлопком, не нуждается в пестицидах и химикатах. Хемпа растет быстро, 3-4 месяца. Собирают коноплю до появления семян, когда стебли окрашиваются в коричневый цвет. Затем ее скашивают и оставляют просушиваться, регулярно переворачивая. За это время волокно размягчается, а минеральные вещества возвращаются в почву. После стебли собирает специальная машина, отделяющая волокна от мякоти. Далее волокна отбеливают, котонизируют, чтобы сделать мягкими, и прядут в полотно.
Чтобы узнать, как выращивают и обрабатывают конопляные волокна, мы написали в Европейскую ассоциацию коноплеводов, познакомились с ребятами из Франции. В силу географических и экономических причин они производят короткие волокна преимущественно для технического использования, а не для шитья одежды. А вот территория Центральной Азии имеет благоприятные условия для производства длинных волокон, 95% мирового каннабиса растет именно здесь.
Свойства конопляной ткани
Ткань из конопли имеет много преимуществ. Так как для выращивания не используются вредные химикаты и пестициды, ткань имеет антибактериальные и гипоаллергенные свойства. Ткань не создает «парникового» эффекта на поверхности тела под одеждой, что позволяет коже свободно дышать.
Раньше коноплю использовали в создании веревок и канатов, потому что ткань очень крепкая и ноская, это позволяет носить одежду из конопляной ткани дольше того же хлопка. К тому же конопля эффективнее других тканей блокирует воздействие УФ-лучей, что также актуально в странах, где много солнечных дней. А при каждой стирке удивительные свойства конопляной ткани даже усиливаются.
Из волокон конопли делают разные ткани: рубашечную, джинсовую, твид, трикотаж и многое другое. Уже сейчас многие крупные бренды использует пеньку в составе ткани, из которой шьют свои коллекции.
Бренд одежды
Радует то, что мышление казахстанцев постепенно меняется, общество становится осознаннее и покупатели начинают задумываться о своем углеродном следе. Слоган Reduce, reuse, recycle начинает работать, и в стране каждый год открываются локальные бренды, винтажные магазины, проводятся своп-вечеринки.
Пока мы ждем разрешение на выращивание технической конопли, мы решили работать над повышением осведомленности об экологических тканях и продвижением темы осознанного потребления: ведем социальную страницу Vegan Fashion, проводим тренинги на тему климатических изменений и развиваем бренд одежды ages and ages.
Мы заказали ткань (часть получили от Ассоциации коноплеводов) и создали мужскую коллекцию из конопли. В дропе есть рубашки (пуговицы здесь сделаны из кокоса, так что каждая пуговица может слегка отличаться цветом или формой), шорты, свитер на коротком замке, штаны и брюки. Продажи планируются как в Казахстане, так и на международных площадках.
Бренд ages and ages – это про долгосрочный вклад в решение экологических проблем, он про актуальность дизайна вне времени. Мы планируем тестировать, экспериментировать и создавать свою ткань из конопляной пряжи, которую хотим привозить из стран, где уже развивается это направление.
Наша цель амбициозна – мы хотим создать цикл производства текстиля из технической конопли в Центральной Азии, стать вовлеченными в международные и локальные дискуссии по решению экологических проблем. Нас много: над проектом работают специалисты в области дизайна, маркетинга, образования и социальных изменений. У нас все получится.
Автор. Harper’s BAZAAR Kazakhstan. Фото. Ахат Сабидулла.