На Венецианском кинофестивале прошла премьера казахстанского фильма «Горный лук». Картина стала второй полнометражной работой режиссера Эльдара Шибанова, чей короткометражный фильм «Секс, страх и гамбургеры» уже был представлен на Биеннале в программе Orizzonti Short Film Competition в 2018 году. В эксклюзивном интервью Harper’s BAZAAR Kazakhstan режиссер рассказал о том, каково это — работать над фильмом с родными, озвучил проблемы казахстанского кинематографа, назвал имена любимых режиссеров и признался, что ему хочется не щадить зрителя и показывать все без прикрас.
Текст и интервью: Ораз Керейбаев ORAZ KEREIBAYEV
О фильме
«Горный лук» представлен в программе Biennale College Cinema. Эльдар Шибанов и Юлия Левицкая стали ее финалистами и получили грант на производство фильма в 2021 году. Картина рассказывает о семье, переехавшей из Алматы в деревню на границе с Китаем с целью построить там собственный дом. Однако спустя год вся семья продолжает жить в юрте, пока отец семейства, сыгранный Куантаем Абдимади, безнадежно верит в скорейшее окончание строительства. Чувство неопределенности и разочарование от переезда в деревню ведут к разладу в семье. Так, мать семейства, которую на экране воплотила Лаура Турсунканова, подает на развод и заводит отношения с дальнобойщиком в исполнении Санжара Мади. В то же время дети, сыгранные Есилем Амантаем и Аминой Газиевой, пытаются помирить родителей. Для этого они пересекают границу Казахстана с Китаем, чтобы купить виагру, которая, по их мнению, сможет вернуть отцу его мужскую силу и восстановить гармонию в доме. За оберткой семейной комедии Шибанов поднимает проблемы гендерных ролей в обществе. Каждый из персонажей фильма пытается понять, что делает их мужчиной или женщиной, при этом разрушая стереотипы и о мужественности, и о женственности.
Интервью
— Какие темы вы хотели поднять в вашем фильме и почему?
— Самая основная тема — это тема пола, гендера и особенно гендерных стереотипов. В фильме она отражается в том, что мужчины не плачут, а женщины не должны злиться — все это активно воспроизводится в казахстанском обществе. Ну и другие стереотипы тоже. Например, то, что главой семьи должен быть мужчина. Хотелось, во-первых, это обыграть, во-вторых, показать другую сторону, то есть семьи, где есть сильная женская рука. Главный герой демонстрирует это через детей, что можно оставаться мужчиной, даже если ты плачешь, когда тебе больно или когда тебе сложно.
— Как вы показываете эти выводы в фильме?
— Через путь героя, который проходит отец. Он пытается действовать, соответствуя этим стереотипам, и это не приводит его к результату. И когда он понимает, что не в этом дело, что нужно оставаться самим собой, а не тем, что тебе навязывает общество, тогда он находит внутреннюю свободу.
— В течение фильма нам объясняют, почему он называется «Горный лук», потому что дети продают лук на трассе. Но скрывается ли что-то еще за этим названием?
— «Горный лук», правда, родился из того, что я видел, как продают лук на трассе. Но к чему же еще лук? От него как раз плачут. И от кого мы еще плачем? От наших близких, от семьи. Поэтому лук — это символ семьи. Так, сестра Джабая весь фильм несет этот лук как символ такой семьи, который она хранит и не бросает. А еще лук многослойный. То есть, снимая верхний слой, ты узнаешь больше и о героях. Это то, о чем я думал, когда давал название.
— Действие вашего фильма происходит на границе с Китаем. По какой причине вы выбрали именно эту локацию и такое переплетение языков, культур?
— Я сам живу в Алматы, а мой отец родом из Нарынкола. Поэтому хотелось показать мир и реальность, которую вижу я. Вся история фильма родилась вблизи той местности, где происходят все события. В картине есть коренные жители деревни, которые окружают семью и в основном говорят на казахском. Есть сама семья, которая переехала из города, поэтому они более русскоговорящие. И есть Китай, и все это — переплетение культур. Поэтому хотелось показать многокультурный Казахстан.
— Давайте теперь поговорим об актерах. Расскажите, как проходил отбор на каждую из ролей? И почему именно эти актеры были отобраны?
— Так сложилось, что эти актеры лучше всего подошли на данные роли. Просмотрел практически всех артистов, подходящих по фактуре и органике, и остановился на тех, чей ансамбль и внутренний мир соответствуют истории и персонажам. Кстати, взрослых мы нашли сразу, потому что есть определенный пул из актеров 30-40 лет. Кстати, Санжар Мади рассказывал на премьере, как легко и быстро он согласился на участие в съемках. Исполнители ролей матери и отца служат в театре «ARTиШОК». Мы с ним уже сотрудничали, когда делали «Секс, страх и гамбургеры». А вот детей было сложно найти. Но благо сейчас есть детские школы. Мы много ребят просмотрели и искали именно тех, кто пока еще не оказался под прессом стереотипов, о которых как раз идет речь в фильме. Потому что какие-то дети уже боятся говорить, например, слово «секс». Какие-то смеются, когда мальчик плачет. Поэтому в поиске с ними было тяжелее. Зато, когда мы их нашли, увидели, как они прям живут в кадре.
— Значит, с детьми было легко работать?
— С ними было просто работать, потому что, с одной стороны, у них есть база актерской школы. С другой — они очень нацеленные и послушные. Я не давал им читать весь сценарий, чтобы они не заучили все реплики с родителями. Мы давали им определенные сцены, которые будут сниматься на следующий день, чтобы их текст впервые звучал в кадре. Они молодцы, старались и были профессионалами на площадке.
— Как я понял, вы работаете со своим братом Диасом Шибановым (оператор) и мамой Юлией Левицкой (продюсер). Расскажите, как вам удается поддерживать семейные и рабочие отношения?
— Это и легко, и тяжело. Легко в том, что ты понимаешь с полуслова своего оператора-постановщика и продюсера. Но, с другой стороны, ты постоянно в процессе и бывает тяжело разделять рабочее и личное. Но мы стараемся. Сейчас Юлия берет на себя продюсерскую часть, я беру режиссерскую, а Диас — операторскую и продюсерскую тоже. И такая команда слаженно ведет процесс. Это произошло следующим образом: сначала мама получила второе образование по специальности «Режиссер-художник-аниматор». Затем она начала работать художником-постановщиком кино. В дальнейшем я и мой брат Диас присоединились к ней и стали работать ассистентами. После чего мой брат стал студентом кинофакультета по специальности «Оператор кино и ТВ». И мы в то время, в 2010-м, как раз начали снимать свои учебные работы. А первым пришел в кино папа. Он в 90-х снялся в фильме «Тот, кто нежнее» (1996). Отец сыграл там эпизодическую роль и был первым, кто открыл нам путь в кино.
— Венецианский кинофестиваль не только про показы, но и про дистрибуцию. Хотелось бы узнать, планируется ли выпуск фильма «Горный лук» на большие экраны в Казахстане и за рубежом?
— Да, конечно, планируем. В Казахстане обязательно нужно показать фильм. Хочется и увидеть реакцию зрителей, и поговорить на темы, затронутые в фильме. Я считаю, это зрительское кино. Фильм довольно легкий, и дети — главные герои. В Казахстане мы сейчас ведем переговоры и продумываем стратегию того, когда будем выпускаться. Зимой точно нет, потому что это летняя история. А в плане международном мы сейчас в поисках и сейлз-агентов, и дистрибьюторов.
— Надеюсь, у вас все получится. В этом году аж два казахстанских фильма представлены на Биеннале. Можно ли это считать сигналом того, что отечественное кино, наконец, начинает откликаться у международного зрителя?
— Оно, мне кажется, давно уже откликается. Потому что четыре года назад, когда я участвовал в конкурсе короткого метра, в тот год как раз принимал участие и Эмир Байгазин с фильмом «Река», который выиграл приз за лучшую режиссуру в секции Orizzonti. На мой взгляд, интерес есть уже давно, но именно новый виток, мне кажется, начался с фильма «Уроки гармонии» в 2013 году, когда была премьера на Берлинском кинофестивале. Потом у Адильхана Ержанова были показы в Каннах. Мне кажется, с того момента почти на каждом фестивале представляется казахстанское кино. Вот, к примеру, Аскар Узабаев в этом году выиграл Берлинале с «Бақыт». Кажется, это хорошая тенденция.
— Каким вы видите будущее казахстанского кино и на какие темы, по-вашему, будут снимать казахстанские режиссеры?
— Мне тяжело предугадать, на какие темы они будут снимать. Мне кажется, самое важное для авторов, чтобы они были в потоке и чувствовали общие казахстанские настроения в социуме и общие мировые тенденции, и создавали проекты, которые будут откликаться у всех. Тяжело загадывать, но, мне кажется, о гендерных отношениях. Очень активно про бытовое насилие сейчас снимают. А так, гадать тяжело. Я могу точно сказать, что сам хочу исследовать. «Горный лук» — довольно яркий и красочный фильм, чтобы говорить о серьезных темах в легкой форме со зрителем. Следующий проект хочется сделать откровенно реалистичным, чтобы не щадить ни глаза, ни эмоции зрителя.
— Какие есть сложности в отечественном кинематографе и какие пути решения вы видите?
— Одна из проблем — нет поддержки независимого кино в Казахстане. У нас есть фонд, но он только сейчас налаживает свою работу. Третий раз они только спонсируют проекты. В этом плане на Биеннале круто, ведь они собирают проекты со всего мира и самым лучшим дают возможность воплощать малобюджетное кино для независимых авторов. Я советую своим коллегам из Казахстана активно подавать заявки на эту платформу. А по поводу проблем, мне кажется, что рынок еще только формируется. Тяжелые связи между мейджорами (крупная компания, которая занимает лидирующее положение на рынке, обычно так говорят о киностудиях и рекорд-лейблах — Прим. редактора), особенно финансирование. У нас, к сожалению, нет независимого фонда поддержки кино, то есть негосударственного. Был бы еще какой-то альтернативный фонд, который спонсирует независимое кино из частных денег, это бы обогатило казахстанскую индустрию тем, что было бы меньше не цензуры, а какого-то контроля за авторами и идеями. В фонде поддержки казахстанского кино ты должен отвечать требованиям национального кино, и они отчасти размыты, а отчасти требуют от тебя какого-то следования центральной линии государства.
— Напоследок, какие ваши любимые режиссеры?
— Я все еще продолжаю смотреть. К сожалению, не посмотришь все картины за свою жизнь. Люблю смотреть фильмы Ларса фон Триера. Алексей Герман-старший в молодости очень интересен. Конечно, Бернардо Бертолуччи, потому что оказал сильное влияние, особенно на ранние мои работы. Еще Мартин Макдонах. Он режиссер и драматург, поэтому у него очень крутые сценарии. Ну и я во время учебы смотрел Брайана де Пальму. Тоже есть интересные работы. Последняя сцена фильма «Прокол» меня впечатлила. Все было так жанрово в этом фильме и потом эпично.
Фото. Личный архив героя.