Розовый – цвет девочек. Это установка, которая преследует нас с детства. Но что мы подразумеваем под «девчачьим» и какая коннотация сопровождает это прилагательное сегодня, выясняет Катерина Бибекина-Милославская.

Иллюстрации: ИЛЬЯС АУКЕБАЕВ ILYAS AUKEBAYEV

В этом году мы однозначно видели гораздо больше розового вокруг нас, чем в предыдущем. Создатели фильма « Барби» заложили на маркетинговый бюджет практически такие же суммы, как и на производство фильма, ввиду чего казалось, что весь мир теперь как из песни Эдит Пиаф – в розовом цвете. В него окрасились соцсети, подиумы, рекламные билборды и даже латте. Дизайнеры – умышленно или нет – включают оттенки от пудры до фуксии в свои коллекции, не только женские, но и мужские. Самые сноровистые маркетологи реагировали ситуативным маркетингом, за счет чего засилье цвета только множилось.

Приключения розового цвета

В то же время розовый находится на наших радарах уже не первый год. В нулевые его можно было видеть повсеместно с подачи королевы гламура и главной it-girl Пэрис Хилтон. Платиновая блондинка практически приватизировала этот цвет, что в какой- то момент мы начали ассоциировать его с плюшевыми костюмами Juicy Couture, футболками Von Dutch и телефонами- раскладушками в стразах. В тот же момент и появилась коннотация розового как цвета неглубокого, недостаточно экспрессивного и годящегося разве что для «блондинок в законе» (впрочем, героиня Риз Уизерспун как раз сделала первую попытку дестигматизировать розовый). Затем последовала эпоха романтических комедий, где розовый играл ключевую роль при формировании женского образа – зачастую нежной и ранимой или же чрезвычайно феминной поверхностной героини (вспомните культовую фразу «По средам мы носим розовое» из «Дрянных девчонок»).

Все меняется с приходом 10-х. Розовый апроприируется поколением миллениалов, во главе которых стоит Эмили Вайс, создательница Glossier. Отныне и по всему этот оттенок прочно будет ассоциироваться с маркой, которая стала символом нового поколения девушек. Эмили показала, как можно легко и смело (даже если это только кажется со стороны) управлять своим бизнесом, который подразумевает не просто тяжелый труд, но и стиль жизни. В 2016 году даже в Washington Post отметили влияние розового, сообщив, что он может повышать продажи: «Чтобы сделать на чем-то деньги, нужно сделать это розовым». Публикации в соцсетях набирали значительно больше просмотров и лайков: по некоторым оценкам, если обычный пост собирает 1,5 тысячи лайков, то розовый – уже 4 тысячи. Психолог Донн Карен заметила, что все цвета существовали с незапамятных времен, однако сейчас мы переосмысливаем их и придаем им новые значения: «Раньше розовый больше ассоциировался с конкретным полом, но, когда мы стали называть его millennial pink, он стал более нейтральным. Вдруг оказалось, что розовый не находится в женской монополии, он принадлежит целому поколению». Таким образом, обобщает The Cut, розовый миллениалов стал «бесполым символом поколения».

Приключения розового цвета

Одновременно с коммерческим потенциалом этот цвет постепенно начал приобретать и политическое значение. В 2010-е, когда борьба за гендерное равенство постепенно захватила даже самые отдаленные уголки земного шара, мир в очередной раз вспомнил о том, что витальный и жизнерадостный розовый способен быть цветом силы и непокорности. В том же 2016 году кандидат в президенты Хиллари Клинтон выбирает платье Ralph Lauren цвета фуксии на ужин со своим главным соперником за месяц до выборов. Кстати, журналисты тогда посчитали цвет наряда Хиллари своеобразным заявлением – они решили, что Клинтон уверена в победе и готова стать первой женщиной на посту главы государства в истории США. Вместо того чтобы отринуть цвет, который ассоциируется с конвенциональной женственностью, феминистки, наоборот, присвоили его, сделав женственность (не в оценочном, а в широком смысле) предметом гордости. В день инаугурации президента США Дональда Трампа и в последующие выходные сотни тысяч женщин прошли по улицам крупнейших городов страны, протестуя против политики в отношении репродуктивных прав населения. Символом демонстраций стал специфический головной убор – розовая вязаная шапка. Затем возник Pussyhat Project — общенациональный проект по вязанию розовых шапок для марша.

Перестали стесняться розового и мужчины. «На это сильно повлияли национальные субкультуры, – объясняет историк моды Валери Стил. Например, ни в индийской, ни в африканской культуре розовый никогда не считался исключительно женским цветом». Впрочем, это отчасти верно и для Запада: вспомним, что до второй половины ХХ века ни в США, ни в Европе мужчины не боялись носить розовые костюмы и пиджаки. Сегодня все чаще знаменитостей можно увидеть на красных ковровых дорожках в костюмах розового оттенка – от воплощения маскулинности Джейсона Момоа до эпатажных рэперов типа Lil Nas и Tyler The Creator.

В прошлом году произошел взрыв другого оттенка – PP-pink, который был введен в моду Пьерпаоло Пиччоли. По данным агентства Tag Walk, розовый стал одним из самых популярных цветов сезона осень-зима 2022. Он делил четвертое и пятое места с голубым (по 7 процентов в палитре прошедших показов). И можно предположить, что попаданием в пятерку он обязан шоу Valentino Pink PP с коллекцией, которая стала одной из самых просматриваемых среди прошлого сезона. PP Pink похож на Screaming Pink Скиапарелли, но чуть холоднее.

«Розовый как освобождение от необходимости смотреть на мир уж слишком реалистично», – объясняет сам Пьерпаоло Пиччоли смысл оттенка, помеченного его собственными инициалами – PP. Для Пиччоли это цвет стал символом обретения собственной независимости как дизайнера, полностью вступившего в права в этом бренде.

розовый цвет

И очевидно, что на «Барби» эта эпопея логичным образом замкнулась. Фильм уже окрестили феминистским манифестом (впрочем, для тех, кто последовательно изучал феминистские теории, картина вряд ли станет открытием, но задачей Греты Гервиг было донести свои идеи до более широкой аудитории), который благодаря грандиозному маркетингу и распространению оказался в поле зрения каждого, даже того, кому идеи феминизма казались далекими. И розовый стал цветом этого самого манифеста. Ранее подобную «серьезную» роль всегда отдавали красному – символу крови, любви, жизни и смерти.

Таким образом, буквально за две декады розовый вырос из цвета гламура и красивой жизни в цвет, благодаря которому женщины могли высказываться о собственных правах, предпринимательницы – пропагандировать свой стиль жизни, политики – делать заявления и даже дизайнеры – утверждать свое креативное видение и права в бренде.


Поделиться: