Продакт-менеджер – один из ключевых сотрудников tech-компаний. Ульяна Кудина рассказала о работе в контексте крупных международных проектов.
Вы проработали около восьми лет в Яндексе, в огромной tech-корпорации, сейчас вы являетесь частью инновационной компании Scentbird. Расскажите, какова суть роли продакт-менеджера в таких организациях?
На основе своего опыта могу сказать, что продакт-менеджер, по сути, полностью отвечает за формирование и внедрение продукта, то есть выступает в роли стратегического лидера. Большое внимание в работе уделяется дизайну, проектированию пользовательского опыта, который во многом определяет успех проекта после запуска. Именно этим я и занималась в Яндексе.
Сейчас в Scentbird я продолжаю следовать тем же процессам. Мои задачи, которые я выполняю каждый день, схожи с теми, что были в Яндексе, — продолжаю заниматься дизайном, интерфейсами, анализом поведения пользователей. Правда, добавилось еще больше взаимодействия с маркетинговым отделом.
Расскажите подробнее о своей карьере в Яндексе. Над какими проектами вы работали?
В Яндексе я проработала около восьми лет. Изначально занималась продуктовым дизайном в «Деньгах», где вместе с командой мы делали общий редизайн сервиса. Далее — «Здоровье», туда я пришла как продуктовый менеджер. В зону моей ответственности входил уже не только дизайн продукта, но и его запуск и развитие. И после этого уже начала заниматься «Картами».
Каждый из этих проектов был по-своему уникален. Например, «Здоровье» мы не просто создавали как новый продукт, мы формировали тем самым новый рынок, а именно направление телемедицины в стране.
Поговорим подробнее про Яндекс.Карты. Месячная аудитория сервиса достигала 85 миллионов человек. За какое направление в этом проекте вы отвечали?
Я отвечала за UGC (user generated content) направление — это тот контент, который генерируют сами пользователи, — отзывы, фотографии, любая обратная связь о посещенных местах. Актуальность является одной из главных частей в картографических сервисах, поэтому направление UGC очень важно для Яндекс.Карт.
Передо мной стояла задача сделать редизайн раздела UGC на всех платформах, целью которого было увеличение получаемого контента от пользователей. Мне удалось полностью обновить эту часть продукта, придя к результату в получении 50 тысяч новых отзывов каждый день.
Вы были номинированы на премию Forbes Russia 30under30 в 2022 году. В этот же список в США, например, входили такие люди, как создатели Instagram, Pinterest, Spotify и других компаний, чья оценка бизнеса составляет миллиарды долларов. Каково это — стать признанным лидером в области и как изменилась ваша жизнь после премии?
Для меня эта премия стала показателем, что я двигаюсь в правильном направлении. Всю свою карьеру я занималась и продолжаю заниматься дизайном, развитием и запуском продуктов на огромную аудиторию пользователей. Это большая ответственность, и я очень ценю то, что мне доверяют работать над такими масштабными проектами (как это было в Яндексе, а сейчас — в Scentbird). На рынке США мне хотелось продолжить работать в быстроразвивающейся компании, и, когда меня позвали в Scentbird, я без сомнения присоединилась к команде. Для меня переход в Scentbird был логичным продолжением моей карьеры — работа в быстроразвивающейся компании, но уже на американском рынке.
Вы всегда занимались проектами top of the field, ведущими инициативами на рынке. Расскажите о вашем наиболее интересном проекте в компании Scentbird (Netflix в парфюмерном мире).
Да, конечно. Вначале добавлю еще про Scentbird, потому что компания действительно заслужила признания в своем сегменте. Она, по сути, оцифровывает парфюмы, подбирает подходящие пользователю духи на основе предоставленных данных и с помощью собственной технологической рекомендательной системы предлагает духи и другие парфюмерные товары по подписке. Компания работает с такими брендами, как Versace, Gucci, Prada, Dolce & Gabbana, Burberry, Tom Ford, а также изготавливает линейки своих продуктов в индустрии красоты и на данный момент является очень быстрорастущей компанией на рынке.
Если говорить об интересном кейсе, я бы упомянула Scentbird Academy — уникальный проект, представляющий собой видеокурс в сотрудничестве с известным парфюмером и предпринимателем Jo Malone CBE. В данном случае я вела проект со стороны продукта, лидировала его. Была проделана огромная работа — подготовка всех материалов (включая фирменный стиль проекта), работа в коллаборации с продакшен-студией (съемка всех материалов, редактирование и подготовка финального контента, который увидит пользователь). Вместе с дизайнерами я прорабатывала интерфейс просмотра всех уроков курса. Был спроектирован и «задизайнен» весь пользовательский экспириенс от момента, когда пользователь только видит рекламу этого курса и до его просмотра и окончания прохождения.
Такие проекты требуют сильных лидерских качеств. Расскажите, как вы взаимодействуете с коллегами? Бывают ли сложности при работе с разными отделами в компании?
Я тесно взаимодействую с различными отделами компании, такими как маркетинг, разработка, аналитика. Такое сотрудничество является непременным элементом реализации проектов, где я в качестве продакт-менеджера активно лидирую и интегрирую дизайнерские концепции.
С какими сложностями вы столкнулись, став сотрудником американской компании? Ведь это совершенно другой язык, культура, менталитет.
Мой переход в американскую компанию представлял собой, по сути, стратегический ход, ориентированный на обогащение моего опыта и углубление моего воздействия уже на мировом рынке. Опыт работы в крупной корпорации «Яндекс» стал фундаментом для эффективного интегрирования в американскую среду. А другой язык, культура и менталитет — только повышают уровень «скиллов», выводя их на международный уровень. Моя текущая работа в американской компании не только расширяет мои навыки, но и подтверждает способность успешно адаптироваться на зарубежном рынке.
Автор. Сабина Абасова. Фото. Личный архив героини.