Вчера на HBO и стриминг-сервисе Max состоялась премьера сериала «Дюна: Пророчество», экранизация книги Брайана Герберта (старшего сына писателя Фрэнка Герберта) и Кевина Джея Андерсона – «Орден сестер Дюны». События в сериале разворачиваются за 10 000 лет до «Дюны» и появления Пола Атрейдеса в исполнении Тимоти Шаламе, а фокус внимания сконцентрирован на Бене Гессерит, матриархальном ордене и школе для тренировки разума и тела, к которому в будущем будет принадлежать Джессика, мать Пола Атрейтиса (в фильмах Дени Вильнева ее играет Ребекка Фергюсон). В сериале главные роли получили Эмили Уотсон, Оливия Уильямс, Трэвис Фиммел и Марк Стронг. Жанна Присяжная посмотрела первую серию сериала, посетила встречу с кастом и создателями шоу и выделила 10 самых интересных моментов из беседы специально для Harper’s BAZAAR Kazakhstan.

дюна пророчество

1. События сериала «Дюна: Пророчество» будут развиваться в двух временных отрезках.

«Наш сериал вдохновлен романом «Сестринство Дюны», где идет речь о восхождение Бене Гессерит и предыстории Второй Преподобной матери Вали Харконнен и ее сестры Тулы Харконнен. В одной временной линии идет речь о жизни Вали Харконнен, её детстве и пути, который привел её в орден сестринства, а в другом — мы видим Валю как зрелую женщину, в руках которой сосредоточена вся мощь сестринства, она стоит во главе ордена и оказывается в кризисе. Таким образом, мы балансируем между двумя временными пластами: один тесно связан с книгой, а другой дает нам пространство для творчества. Мы делали это в тесном сотрудничестве с наследием Герберта, мы подошли к книге с уважением и сохранили мир, созданный в романах» – так о структуре сериала рассказала Элисон Шапкер, исполнительный продюсер, которая до этого работала над созданием «Мира Дикого Запада», «Скандала», «Остаться в живых» и «Зачарованные».

Позже она добавляет: «В нашей истории переплетаются две ключевые сюжетные линии… они словно ведут диалог между собой, а множество персонажей позволяют нам возвращаться к важным моментам из прошлого… Ведь мы все носим в себе разные временные пласты — настоящее постоянно переплетается с прошлым, влияя на наше восприятие. Понять персонажа — значит увидеть, как его жизнь вписывается в контекст его истории, включая те аспекты, которые он сам не всегда осознаёт…И это очень соответствует духу «Дюны», где прошлое не просто тенью живет в настоящем, но и активно формирует будущее…».

дюна пророчество

2. В сериале «Дюна: Пророчество» не будет очевидных героев и злодеев – все не так прозаично.

«Одна из самых замечательных черт «Дюны» Фрэнка Герберта — это моральная неоднозначность всех её героев. Персонаж в какой-то момент может стать злодеем, а злодей — положительной фигурой. В нашей истории все персонажи живут спустя сто лет после великих войн с машинами. Человечество лишь недавно освободилось от многовековой зависимости от машин и обрело право самим определять свою судьбу. Но, как часто говорил Герберт, в мире всегда остается элемент неопределенности, то, что невозможно предугадать. И поэтому возникают группы и люди, которые стремятся к тотальному контролю, желая создать уверенность в будущем и избавиться от страха перед неизвестным. Это желание управлять, контролировать всё вокруг — в том числе и будущее — рождает напряжение и приводит к столкновениям между персонажами, у каждого из которых свои скрытые цели и амбиции», – так о героях «Дюны: Сестринство» рассказывает Джордан Голдберг, сценарист и продюсер сериала, в резюме которого работа над такими проектами как «Мир Дикого Запада», «Интерстеллар», «Начало», «Темный рыцарь» и «Престиж».

Не раскрывая спойлеров, можем сказать, что Валя Харконнен (ее «наследников» мы опять же могли увидеть в «Дюнах» Вильнева – в исполнении Стеллана Скарсгарда, Дэйва Батисты и Остина Батлера) сыграет одну из ключевых ролей в Бене Гессерит.

«Для меня самый увлекательный аспект этого проекта — возможность показать антигероев в духе лучших сериалов на HBO. История сосредоточена на Сестринстве, но его главой становится представительница рода Харконненов. Мы привыкли думать, что Харконнены, если судить по книгам и фильмам, — это воплощение зла и жестокости. Но теперь мы сможем заглянуть глубже и увидеть, что все не так просто. Возможно, именно трагедии и недопонимание создали вокруг них этот зловещий образ. Тем не менее, это все еще Харконнены, и их методы остаются столь же беспощадными. Мы видели, как мужчины Харконнены проявляли свою жестокость, а теперь познакомимся с их женщинами — такими же сильными, опасными и бескомпромиссными», – так об этом говорит Джордан Голдберг, сценарист и продюсер сериала.

Сериал «Дюна: Пророчество»: 10 интересных фактов о проекте, который ждали почти все

3. О том, какими предстанут сестры Харконнен, их жизни в Бене Гессерит и актрисах, которые сыграли их роли.

Эмили Уотсон («Чернобыль»), которая на экране предстает в образе Вали Харконнен, своего рода «разделила» эту роль с Джессикой Барден : «Это настоящий подарок для актрисы — видеть, как кто-то играет твою молодую версию. Есть момент, когда сердце Вали словно превращается в лед. Позже мы понимаем, почему это происходит: с этого момента ее поступки движимы яростью и стремлением к мести. Её замечает харизматичная лидер культа, которая говорит: «Я вижу твою силу, твою уникальность и талант. Помоги мне изменить будущее человечества». И это, конечно, невероятно опасно — давать такую власть той, у кого в ДНК, кажется, больше от акулы, чем от человека. Сестру Вали – Тулу Харконнен сыграла Оливия Уильямс («Шестое чувство», «Властелин колец: Кольца власти»).

Вот как актриса рассказывает о своей героине: «Младшая сестра всегда остаётся в тени старшей, которая занимает все пространство своим шумом и яростью. В такой роли учишься держать гнев внутри себя, скрывать его. Но, как говорится, в тихом омуте… К тому же, она увлечена наукой, и ее способы устранения врагов невероятно точны, бесшумны и крайне эффективны. В ней есть и некоторая мягкость; ее мучает совесть. Но делает ли тебя хорошим человеком тот факт, что ты плачешь, когда убиваешь людей?».

4. Актрисы о процессе подготовки к своим ролям и о том, за что, благодарны создателям сериала:

Эмили Уотсон: Когда мы с Оливией получили роли, мы отправились в Национальную портретную галерею в Лондоне и долго рассматривали портреты Елизаветы I, Марии Шотландской, Кровавой Мэри, Леди Джейн Грей — всех тех женщин, которые жили в пугающую эпоху британской истории, когда страна была по сути полицейским государством. Тогда каждый хотел либо убить тебя, либо жениться на тебе. И оба варианта вели к власти. Нам кажется, что это славная эпоха английской истории, но этот взгляд сложился лишь благодаря полному контролю над повествованием. И наши героини делают нечто подобное — они говорят:
«Мы можем различить правду и ложь, но это еще и инструмент». Они могут создавать истории, внушать людям, что те у власти, когда на самом деле управляют они, или ослаблять чужое влияние. Они могут организовать фальшивые нападения, менять расстановку сил. И это очень перекликается с тем, как работает политика сегодня. Меня это завораживает.

Оливия Уильямс: Мы уже весь день отвечаем на вопросы, и кто-то спросил: «Почему вы никогда раньше не играли вместе?» Я подумала: найдите мне сценарий, где есть роли для двух женщин за 50 с равным статусом и все это в одном фильме….

Эмили Уотсон: Обычно я играю персонажей, вызывающих сочувствие, у которых есть моральные принципы. А здесь мне пришлось погрузиться в совершенно иной мир — мир с акульим менталитетом. Возможно, это частично связано с моим прошлым: я выросла в религиозной и довольно замкнутой среде, где инстинкт выживания был на первом месте, а тебя постоянно уверяли в твоей «особенности» и «избранности». Наверное, это всё-таки часть меня. Может, просто совпадение, а может, и нет.

дюна пророчество

5. О самом загадочном персонаже сериала – Дезмонде Харте.

Редкая мужская роль (в актерском составе сериала «Дюна: Пророчество», также как и в Бене Гессерит, действительно царствует матриархат) досталась звезде «Викингов» Трэвису Фиммелу. Так он рассказывает о своем персонаже Дезмонде Харте, которого предварительно можно описать как харизматичного солдата, который завоевывает доверие императора:

«Думаю, у моего персонажа есть своего рода моральный ориентир, но, пройдя через столько боли и гнева, он чувствует себя вправе причинять другим страдания, считая это абсолютно оправданным. И всё же, каждый раз, когда он причиняет боль, он словно ощущает ее на себе — как физически, так и душевно. Это своего рода… противоречие. И в этом, странным образом, есть нечто, что его притягивает, есть что-то от садомазохизма. Играть его — сплошное удовольствие. Здесь у каждого персонажа свой неповторимый голос, свои скрытые мотивы».

6. Об отношениях императрицы и Дезмонда Харта.

Во времена «Пророчества» на троне восседает император Джавикко Коррино в исполнении Марка Стронга («Шерлок Холмс», «Рок-н-рольщик») и его супруга Наталья, ее роль сыграла Джоди Мэй («Ведьмак»). Актриса рассказала о том, что стоит ожидать от ее героини в будущем:

«Развитие персонажа императрицы Натальи — это невероятно интересно. Она прагматична и бесстрашна, и Элисон ловко переворачивает привычные роли, которые мы ожидаем увидеть при дворе. Наталья — не тот, кто уступит или испугается, и в Дезмонде Харте она находит достойного противника — опасного и непредсказуемого. Между ними возникает особая связь, ведь их объединяет обоюдное недоверие к Сестринству и скрытые раны прошлого, о которых пока мало что известно. Но помимо этого их сближает нечто мистическое, почти инстинктивное, что Наталья распознаёт в нём. Она готова рискнуть и сделать смелый шаг — то, на что Джавикко решиться не способен».

дюна пророчество

7. О профессиональной актерской лжи и о том, как члены ордена Бенне Геззиса способны ее распознавать.

В процессе пресс-конференции актеров спросили являются ли они в каком-то смысле, профессиональными лжецами и считают ли они, что благодаря своего, они умеют контролировать свои выдающие (ложь) жесты и признаки или же могут мастерски распознавать ложь и истину. Вот, что актеры на это ответили:

Оливия Уильямс: Когда эти книги были написаны, считалось, что, если человек лжет, у него учащается пульс, выступает пот, вены на шее становятся видны. Но сегодня мы видим много людей, которые лгут, не выказывая ни малейших признаков — ни дыхание, ни мимика не меняются. Так что Сестринство явно опирается на более изощренную науку, чем та, что доступна нам сейчас. Было бы здорово, если бы можно было говорить правду так, чтобы никто не пытался это оспорить.

Эмили Уотсон: Думаю, актеру нужно быть немного простаком. В нас есть часть, которая не лжет, потому что мы сами верим в то, что играем. И благодаря этому делаем свою работу. Иногда ты забываешь себя остановить и потом думаешь: «Ой, это было глупо».

Трэвис Фиммел: Это как раз подходит для нашего шоу, потому что я хочу, чтобы зрители задавались вопросом, лгу ли я. В этом сериале загадка в том, кто хороший, кто плохой. Я люблю, когда зрители думают: «А он не врет?» Может, это потому, что я не такой уж хороший актер. Джоди Мэй: Я не обучалась актерскому мастерству. И мне кажется, неважно, учился ты или нет — актер всегда должен совершить эмпатический прыжок воображения. Важно сделать так, чтобы сцена чувствовалась настоящей, а зрители — лучшие судьи, ведь каждый из нас испытывал горе, утраты, предательство, любовь. Для актёра вызов в том, чтобы сделать момент подлинным. Мне повезло быть среди коллег, для которых это тоже важно. Именно это и даёт катарсис — оживить историю и сделать ее настоящей.

Элисон Шапкер: А ещё Джордан всегда говорит мне: «Никогда не ври актеру, они сразу это почувствуют».

Сериал «Дюна: Пророчество»: 10 интересных фактов о проекте, который ждали почти все

8. О том, как предок героя Тимоти Шаламе из фильмов работал над своим персонажем и есть ли связь с героем из фильмов Дэни Вильнева.

Крис Мейсон («Ривердейл»), исполнитель роли мастера мечей Кейрана Атрейдеса: «Знаете, я думаю, важно создать что-то новое, особенно в том временном контексте, где мы находимся. Вы ведь не можете быть осведомлены о будущем, верно? Хотя, конечно, есть некоторые вещи, которые прослеживаются у Атрейдесов, например, стиль боя, это остается неизменным. Но для меня важно было погрузиться в историю вместе с Элисон и глубже понять «Сестринство Дюны», ведь оно многое определяет для персонажа в дальнейшем. Мы начали с этого — словно с чистого листа».

9. О том, чем вдохновлялись создатели сериала при съемках Бене Гессерит.

Чтобы не раскрывать детали первой серии, скажем, что в сериале покажут практики школы Бене Гессерит, жизнь и заботы их учениц и наставниц, которые производят впечатление своей строгостью, лаконичностью и минимализмом. Так исполнительный продюсер сериала Эллисон Шапкер рассказала о том, как они работали над созданием этого мира, который заинтересовал многих зрителей «Дюны» и читателей роман:

«Конечно, прежде всего, мы опирались на романы. История происхождения Сестринства была уже детально описана в «Дюне» Фрэнка Герберта и в версии Брайана, так что у нас была четкая «карта». Но при этом я часто представляю Сестринство не как религиозную организацию, ведь они не поклоняются какому-то божеству, а скорее нечто наподобие Ватикана. Это структура с многослойными отношениями с властью, где каждый уровень — это новая грань влияния.

Часть этого влияния действует на государственном уровне и влияет на межзвездное правительство. Другая направлена на обучение, создание широкой сети выпускников и мощных связей — и, конечно, есть шпионская сторона. Нам было интересно представить, как каждая из этих сторон могла развиваться. Эти женщины постоянно тренируют себя, расширяя границы человеческих возможностей, и доводят свое тело до уровня, который может казаться сверхспособным, но для них это ежедневный труд.

Поэтому, если говорить о вдохновении, это любая организация, женская или нет, где важны дисциплина, жесткая подготовка и испытания тела и разума в экстремальных условиях. Вместе со сценаристами мы часто вспоминаем их девиз: «Кризис, Выживание, Развитие». Ведь, чтобы раскрыть свои глубинные ресурсы, нужно дойти до предела, и на личностном уровне, и на уровне института. Хотя конкретного прообраза не было, образ Ватикана — но без Бога — часто служил мне ориентиром».

Сериал «Дюна: Пророчество»: 10 интересных фактов о проекте, который ждали почти все

10. О том, насколько близко работали создатели сериала с Дэни Вильневым, который снимает фильмы по «Дюне» и что они обсуждали.

Напомним, «Дюны» Дени Вильнева с Тимоти Шаламе и Зендаей в главных ролях собрали не только самые высокие оценки от кинокритиков, рекордные кассовые сборы и уже вовсю идет речь о многочисленных номинациях для последнего фильма, но и создали новое поколение фанатов фантастического мира Герберта, книжная вселенная которого рассказывает о событиях на протяжении 15 000 лет. Сам Фрэнк Герберт написал цикл «Хроники Дюны», которая состоит из пяти книг (шестую книгу Герберт не успел закончить), а его сын и Кевин Джей Андерсона выпустили вместе 17 книг, так что мир для фанатов и тех, кто берется за экранизации, «Дюны» действительно бескрайний. Вот, как исполнительный продюсер сериала рассказала о работе с мастером киновселенной – Дени Вильнёвым: «Дени занимается своими фильмами, а мы — нашим сериалом. Наш разговор был скорее приятным обменом мыслями, где мы делились общей любовью к «Дюне». Мы обсуждали, как эта вселенная живет уже многие десятилетия, привлекая разных создателей, каждый из которых пытается рассказать в ней свою историю. Это невероятное чувство — работать с материалом, который так дорог тебе самому и миллионам других людей, и позволять этой любви вдохновлять тебя на создание чего-то нового.

Дени, конечно, задал невероятно высокую планку, и мы, как и весь мир, в полном восторге от того, что он сделал с фильмами. Но наша цель — перенести зрителей в совершенно новые уголки этой вселенной: показать неизведанные планеты, неизвестные места, открыть новые грани «Дюны». Это всегда вызов — работать с чем-то настолько масштабным и значимым для людей. Тем более приятно было услышать от него, как глубоко он сам любит «Дюну», и почувствовать, что мы разделяем одно и то же восхищение этим миром.


Автор. Жанна Присяжная. Фото. Photograph by Attila Szvacsek/HBO.

Поделиться: