Закройте глаза и скажите слово «Эйфория». Или «Очень странные дела». Или «Эмили в Париже». В первом случае возникнут неоновые цвета и блестки, во втором – заиграет музыка из 80-х и появятся бомберы, в третьем – перед глазами запляшут панамки и цветные сумки главной героини. Мы делаем вечеринки в стиле «Эйфории», ищем сумочки как у Элизабет Дебики в сериале «Корона» и пытаемся понять, что изменилось в стиле героинь сериала «И просто так». Редактор моды Катерина Милославская изучает хитросплетения моды, маркетинга и поп-культуры.

Серийный потребитель: как сериалы стали движущей силой поп-культуры?

Узнаваемая визуальная эстетика режиссеров придумана не вчера. Резкие хичкоковские тени, симметрия и пастельная гамма Уэса Андерсона, обсессия неоновым светом Николаса Виндинга Рефна, глубокие темные и красные тона Гаспара Ноэ – одного кадра обычно бывает достаточно, чтобы распознать руку мастера. Кино, как самый многогранный и объемный жанр изобразительного искусства, всегда давало больше всего пространства для креативной экспрессии. Это идеальная площадка как для режиссеров-продюсеров, так и для тех, кого это искусство вдохновляет. Культовые картины – от «Метрополиса» Фрица Ланга до «Терминатора». Тут вспоминается интервью режиссера Дэвида О. Рассела, где он рассказывает о своем сотрудничестве с Миуччей Прадой.

«Она хотела всего и сразу, казалось, что ее работы сами по себе – это сборник сотен архетипов, из которых она потом вытачивает героинь своих коллекций. Когда мы работали над фильмом, мы говорили о немом фильме Un Chien Andalou, снятом Сальвадором Дали и Луисом Бунюэлем, о сериале «Дивный новый мир», о «Любовниках» Магритта и о многих других произведениях, которые она так или иначе хотела отразить или в коллекции, или в фильме».

Получившийся мэш-ап лучше всего раскрывает идею наслоения образов и референсов в работах Миуччи. Похожим образом оперировали Джон Гальяно, Жан- Поль Готье, Николя Гескьер, а за ними и Алессандро Микеле – бесконечно нанизывая образы, подсмотренные в кино, они создавали новых героинь. Порой некоторые референсы были чуть сильнее, чем другие, – и тогда даже синефил начального уровня мог отгадать, на кого ссылался дизайнер в этом случае. Культовым картинам вроде «Бегущего по лезвию» или «Терминатора» пересчитать референсов не хватит нескольких страниц журнала.

 хитросплетения моды

Но при всей выразительной силе кино именно сериалы стали сегодня движущей силой поп-культуры. Вызвано ли это ковидом и нашим заточением? Вряд ли, ведь эпоха сериалов как феномен началась задолго до этого – кто не задавался вопросом таинственной смерти Лоры Палмер, не искал диван как в Central Perk и не мечтал о туфлях Manolo Blahnik? «Твин Пикс», «Друзья», «Секс в Большом городе», «Клан Сопрано», «Секретные материалы» стали масштабным явлением современной культуры и оставили свой неизгладимый отпечаток на поколении миллениалов (и даже немного зумеров). С другой стороны, именно бесконечные стрессы последних двух лет – начиная от пандемии и заканчивая войной – обернулись суровой ментальной угрозой. И каждый, даже самый защищенный и привилегированный из нас, искал утешения и спасения в сериальных мирах.

Буквально за несколько лет количество сериальных фандомов утроилось – новые стриминговые платформы, продакшн-компании, звезды, известные исключительно внутри теле- и стриминг-вселенных. Спрос на контент очень быстро нашел свое предложение на любой вкус. Нет, кино никуда не делось – но было очевидно отодвинуто на второй план. «Оскар» последних двух лет не вызывал и половины того ажиотажа, что буквально пять лет назад, масштабные премьеры интересовали соцсети исключительно в контексте выходов на красную дорожку, а даже самые респектабельные мэтры индустрии обратили свой взор в сторону платформ. Все лавры доставались сериалам.

Мода, как бы она ни старалась порой поравняться с искусством или хотя бы ущипнуть кусочек его славы, всегда оставалась бизнесом. Причем бизнесом успешным и активно растущим даже после всех потрясений. Раньше кино и модные Дома составляли союз не разлей вода – бренды спонсировали премьеры, одевали главных звезд для красных дорожек и обложек журналов. Но цикл жизни таких взаимодействий обычно оказывался короток – премьера в ключевых городах, несколько недель показов, и все. Внимание общественности переключалось быстро. С сериалами все по-иному – ажиотаж, если проект выстрелил, может продолжаться годами. Взгляните на звезд «Очень странных дел». Дети еще пять лет назад, сегодня они рекламируют Saint Laurent и запускают свои коллекции косметики. Тот, кто инвестировал в Милли Бобби Браун в далеком 2016 году, очевидно сорвал блэкджек. Сериальщикам внимание брендов жизненно необходимо – недавно опубликованная статистика от Bloomberg показывает, что, несмотря на медийный успех, многие сериальные платформы до сих пор не вышли на чистую прибыль – уж слишком затратным оказывается хороший продакшен. Дополнительная монета никогда лишней не будет, даже если она пришла не напрямую боссам киностудии через подписки, а например, коллаборации. Сложно представить, через сколько коллекций только за последний год прошли те же самые логотипы «Эйфории» или Sex Education.

 хитросплетения моды

Но все же, почему мода? Ведь капитализироваться на популярном поп-культурном продукте может любой бренд. Не всегда. Особенно удачные отношения у модных Домов сложились с фандомами, сумевшими создать маленькие визуальные вселенные внутри. Тренд-аналитики WGSN посвятили не один репорт той же «Эйфории» – описывая, как шоураннеры смогли уловить цайтгайст, настроения растущего поколения джензеров. Они не только смогли его поймать и описать в сюжете – они смогли нарисовать его в тонах и красках, созвучных подросткам. А когда у тебя есть ярко выраженный почерк, все больше людей захотят к нему прикоснуться. Прелесть моды в том, что это выдуманная вселенная, которая, однако, очень иммерсивна – вместе с одеждой или аксессуаром ты покупаешь доступ к миру, нарисованному дизайнером. Поэтому так популярна стала идея мерча – одинаковая и простая униформа давала возможность каждому, кто имеет в наличии от 100 долларов, стать частью клуба по интересам. Только здесь не просто идеи – здесь целые миры, не фантастические, как в случае с Гарри Поттером, а очень близкие и родные, частью которых ты можешь стать так легко.

Сериалы, которым удалось стать блокбастерами, имеют одну общую черту – они очень логично покрывают нужды конкретных групп. «Эмили в Париже» – это жаждущие красивого эскапизма миллениалки, где все легко и просто, как в ромкомах их детства. «Игра в кальмара» – те же миллениалы, заскучавшие по простым и логичным сюжетам игр на выживание (кто помнит Lost, поднимите руку). Подростковые хиты как один играют на проблемах современных gen Z. И мода будет тут как тут, чтобы дать потребителю билет в этот мир.


Автор. Катерина Милославская. Иллюстрации. ILYAS AUKEBAYEV GENERATED WITH MIDJOURNEY.

Поделиться: