Приближается новый учебный год, а значит, самое время подумать о том, где будет учиться ваш ребенок. Прекрасные возможности для всестороннего развития и обучения предлагает инновационная частная школа Lakeview School. Мы поговорили с ее директором Гульнарой Мауткановной о том, какие преимущества у школы перед другими образовательными учреждениями Алматы и почему Lakeview School — это место, в котором дети хотят учиться.
Гульнара, вы являетесь директором одной из самых инновационных школ города. Скажите, пожалуйста, чем подход к обучению в Lakeview School отличается от системы образования, которая предусмотрена в других образовательных учреждениях, а в чем их сходства?
В Lakeview School я ровно три года. Я пришла работать в школу, которая на образовательном рынке тогда была уже более 25 лет. Использовать наработанный потенциал было разумно. Нужно было лишь осуществить трансформацию с ориентацией на IT-технологии, которые стали необходимы во всех сферах жизни.
Благодаря моему опыту работы руководителем в государственной школе и слаженной работе команды Lakeview School нам удалось добиться ощутимых результатов. Так, школа упрочила своё положение, ее знают в городе, мы сотрудничаем со школами Казахстана и ближнего зарубежья.
Алматы — мегаполис с высоким интеллектуальным потенциалом. Родители для подготовки своего ребёнка к научной деятельности могут выбрать Назарбаев Интеллектуальные Школы, лицеи, гимназии, специализированные учебные заведения. Нам нет смысла с ними конкурировать.
Если говорить о различиях, то я остановилась бы на следующих моментах. Во-первых, школа в родительских кругах заслужила статус «семейной». Не потому, что в ней обучается несколько детей из одной семьи, это по умолчанию, — она отличается заботливым отношением учащихся друг к другу.
Кроме того, старшие проводят патриотические, просветительские, спортивные мероприятия для младших, показывая им достойный пример. Младшие — активные участники общешкольных событий: внутришкольных проектов, культурных программ, разновозрастных мероприятий.
Во-вторых, хочу сказать об учителях, которые не ограничиваются только стандартами образования. За рамками урока они предлагают и осуществляют по своей инициативе проекты и мероприятия в соответствии с запросами детей.
Хотелось бы упомянуть ещё об одном моменте. Здание школы — это типичный проект советского детского сада. Внутренняя планировка тоже стандартная. Конечно, оно не может конкурировать с корпусами открывающихся современных школ. В своем желании осовременить внутреннее пространство мы выбрали линию функционального обеспечения школьных потребностей.
В здании оборудованы рекреации с возможностью расположиться на диванах и креслах, также можно выбрать локацию с полом, застеленным ворсистым ковроланом, или позаниматься на общедоступных спортивных тренажёрах, или почитать книги в конференц-зале. Также в стенах школы работает WI-FI.
Проходят ли уроки в Lakeview School только лишь в традиционной форме, что называется, «за партой»? Или же есть и другие форматы, которые предоставляют ученикам еще большую свободу для творчества и обучения?
Мы неслучайно говорим о том, что предпочитаем классическое преподавание, предполагающее закладывание в сознание ребёнка фундаментальных знаний на высококачественном уровне. Эта позиция приносит плоды: дети в полном объеме овладевают стандартным уровнем знаний и осваивают общеучебные навыки. Каждый на уровне своих интеллектуальных возможностей.
Если говорить об организации пространства обучения, то, в зависимости от поставленных целей урока или формы его проведения, мы мобильны. Во всех кабинетах парты у нас одноместные, их легко переставить для групповой работы, расположить по периметру кабинета для освобождения рабочего центра. Можно также внести дополнительную мебель для параллельного класса или гостей урока.
Если говорить о нестандартных подходах к обучению, то для этого в школе есть условия: требуется дискуссионная площадка — есть конференц-зал; предполагается физическая активность учеников — используем актовый зал; если урок выходит за пределы здания — можно отправиться на пришкольный участок или берег Сайрана.
Живописный ландшафт вокруг школы также очень помогает нам в любое время года. Любуемся природой, собираем для творчества листья, шишки, каштаны, можем покататься на санках и позаботиться о зимующих птицах. С ослаблением карантинных ограничений мы вернулись к организации уроков на базе музеев, театров, библиотек с приглашением профессионалов из разных областей жизни.
Особенно хочу отметить медиатеку. Здесь учителя проводят уроки любого типа и решают различные методические задачи. Медиатека обеспечивает учителям и учащимся доступ к цифровым ресурсам на основании заявок. Кстати, электронное домашнее задание здесь тоже можно выполнить всем классом.
Предоставляет ли Lakeview School возможности для дополнительного образования? Кружки, секции? Может быть, выезды в детские лагеря?
Наша школа работает в режиме полного дня. После уроков у нас проходят групповые и индивидуальные занятия по интересам. К организации этой деятельности мы привлекаем специалистов высокого класса.
С учётом возрастных категорий учащиеся по собственному выбору расходятся на кружки: шахматный, хореографический, изобразительный, спортивный, вокальный, музыкальный, дебаты.
Музыкальное образование осуществляется по направлениям: обучение вокалу и игре на фортепьяно, гитаре. Патронирует эту сферу Заслуженный деятель искусств Республики Казахстан Жамиля Серкебаева. Достижения ребят мы демонстрируем на общешкольных праздниках и отчётных концертах.
Дети также имеют возможность совершенствовать свой разговорный английский с носителем.
Нельзя не упомянуть и о связи школы с движением «Нас миллионы панфиловцев». В рамках этого проекта ребята выезжали в Москву, где побывали у мемориала на месте подвига наших земляков. Наши дети также включены в конкурентную среду Международного молодёжного дистанционного фестиваля IT STARS, на котором каждый учащийся может продемонстрировать свои достижения в области информационных технологий. Его организаторами являемся мы сами.
В этом году также надеемся осуществить наш замысел — создать клуб любителей и знатоков природы. Его цель: изучение, знакомство с тайнами и законами природы (за рамками учебника), а также проведение различных мероприятий, в числе которых квесты, олимпиады, марафоны, конференции, викторины, экскурсии.
Представим ситуацию. Мой ребенок — ученик среднего звена — захотел погрузиться в науку и сконцентрироваться, допустим, на биологии. Есть ли в Lakeview School возможности для углубленного изучения отдельных предметов? Может быть, существуют отдельные классы, разделенные по принципу интересующих предметов? Например, социально-гуманитарные или химико-биологические?
Отдельных классов нет, но есть возможность заниматься с такими детьми по индивидуальному плану и развивать их способности. Заинтересованным учащимся предлагается работа над проектами, которая комплексно обучает разным способам самообразования.
Хочу также отметить, что у нас нет отбора при приёме в школу по каким бы то ни было критериям. Мы учим всех желающих. В последнее время у нас появились запросы от родителей, нуждающихся в инклюзивном образовании детей. Это в наших силах.
«Lakeview School — это место, в котором дети хотят учиться». Так вы отметили в вашем обращении на официальном сайте школы. Какие главные преимущества, по вашему мнению, у Lakeview School перед другими школами?
Учащимся с первого по одиннадцатый класс мы гарантируем достойный уровень качества знаний в соответствии с государственным стандартом Республики Казахстан, безопасное комфортное пребывание в школе в течение рабочего дня (жизнь и здоровье ребёнка у нас в приоритете), всестороннее гармоничное развитие. Это ключевые принципы нашей работы.
Родителей также привлекает расположение школы: центр города, экологически чистый и живописный район на берегу озера Сайран. Мы активно развиваемся в направлении углубленного изучения цифровых технологий. На всех участках деятельности школы работают профессионалы, добивающиеся достойных результатов.
Какой вы видите идеальную систему школьного образования в Казахстане? Насколько Lakeview School приближена к этому идеальному сценарию?
Идеальных школ не бывает. Нет предела совершенству. На сегодня ты добился одних результатов, завтра будет необходимо делать другое, новое. Если говорить о нынешних проблемах образования, то, безусловно, программы и учебники — это «горячая» тема, которая в топе наиактуальнейших.
Классическое образование всегда приносило плоды. Здесь не может быть трафаретов и чётко прописанных технологий. Невозможно найти две одинаковые капли воды, поэтому и пути к достижению цели у людей будут разные. Сравнивать школы и всех грести под одну гребенку нельзя и не нужно. Каждая школа, как и ребенок, индивидуальна.
Школа должна учить детей работать с информацией, быть мобильными, чтобы не теряться в меняющихся обстоятельствах, жить в конкурентной среде, адекватно реагируя на риски и вызовы. Главное — определить цели. Наша школа ищет пути решения проблем. Мы тщательно работаем над активным участием детей в образовательном процессе. Школьное ученическое самоуправление — ещё один путь к воспитанию личности с активной жизненной позицией.
Автор. Дарья Юсан. Фото. Альберт Степченко. Архив школы.