Текст: ЕКАТЕРИНА МИЛОСЛАВСКАЯ YEKATERINA MILOSLAVSKAYA
Модный дизайн – это бесконечная рефлексия и семиотика, заключенная в воротниках, рукавах, строчках и складках. Дизайнерская мысль должна негласно транслироваться через предметы одежды – собственно, это первое, чему обучают в модных школах от Антверпена до Нью-Йорка. Но порой сама одежда становится не более чем канвасом для выражения идей. Рассказываем, как от Мартина Маржелы до Вирджила Абло и Гурама Гвасалии дизайнеры использовали текст как свое основное выразительное средство.
В 1971 году Вивьен Вествуд и Малкольм Макларен взяли на поруки магазин Томми Робертса на Кингс-роуд, 430 и превратили его в то, что сегодня весь мир знает как пристанище панк-культуры и место несогласия. Для них, несогласных (хотя сложно было найти согласных хоть с чем-нибудь молодых людей в Великобритании 70-х годов), транслировать месседж через одежду посредством кроя и аксессуаров было слишком деликатно. У них не было времени размениваться на мелочи. Даже со своим магазином они не церемонились. В разное время он был известен как Let It Rock, Too Fast to Live, Too Young to Die, Sex, Seditionaries и World’s End. Поэтому приходилось прибегать к прямым инструментам – Вивьен и Малкольм использовали одежду как транспарант, вывешивая свои послания прямо на груди. Иногда это были политические лозунги, а иногда, стоит это признать, – исключительно желание шокировать. Например, коллекционеры до сих пор охотятся за майками «Педофилия» и «Кембриджский насильник». У моды отношения с текстом своеобразные. Cлоганы любимы дизайнерами всех мастей, поколений и происхождений. Короткое высказывание выполняет свое главное предназначение – транслирует мысль и идею в максимально емкой и оригинальной форме. В 2001 году вместе с двухтысячными пришел новый виток моды на футболки с надписями – это могли быть и лишенные второго дна высказывания, и стейтменты в защиту прав животных (Марк Джейкобс сделал состояние на футболках с обнаженными моделями, ратующими за права животных и выступающими против ношения меха). И в этот же расцвет гламура нулевых Джунья Ватанабе под эгидой Comme des Garçons выпустил Poem Shirts – одну из самых известных своих работ. Длинный сливающийся текст с неловким признанием в любви стал манифестом против слоганомании, оставив только идею того, как типографика может вплетаться в дизайн и оставаться узором, несущим смысловое значение. С тех пор Poem Shirts перевыпускаются каждые несколько лет под новой коллаборацией и за это время уже стали и poem jeans и poem t-shirts. Принято считать, что первую футболку со слоганом когда-то изобрела Кэтрин Хэмнетт – британский дизайнер и современница Вествуд. Черная надпись на белом фоне стала ее фирменной вещью.
Самый известный ее слоган Choose Life носили на груди Джордж Майкл и Мадонна, и в итоге ее слава привела дизайнера к встрече с Маргарет Тэтчер. На встречу Хэмнетт надела майку с надписью 58% don’t want Pershing. Першингом называли американские крылатые ядерные ракеты, а данные дизайнер получила из европейского опроса 84 года. И хотя Тэтчер в этом вопросе занимала неоднозначную позицию, документально известно, что при встрече с дизайнером «железная леди» оценила, что наконец-то встретила человека с четко озвученными политическими взглядами. В 2015 году Хэмнетт стала одним из первых коллабораторов Канье, вместе с ним она работала над новой коллекцией Yeezy. Хорошо написанный текст может превратить мерчендайз в предмет искусства. Если сегодняшняя мода в большинстве своем работает по схеме мерчендайза, то в 1994 году это было далеко не так. В середине 90-х, когда эпидемия СПИДа еще была табуирована в общественном дискурсе, Мартин Маржела выпустил серию футболок, вся прибыль от которых поступала в центры СПИДа. Лучшим в ней был текст, напечатанный на плечах и груди: There’s more action to be done to fi ght AIDS than to wear this T-Shirt but it’s a good start. Спустя почти 30 лет эта фраза отзывается совершенно по-другому, хотя бы потому, что лучше всего иллюстрирует сегодняшнее положение коллективной социальной ответственности. Этот текст не был бы полным без преданного последователя Маржелы Демны Гвасалии, который работал с текстом много, дотошно и разнообразно. С письменным словом его связывала особая страсть. Это и бабушкины записки, которыми он украшал футболки и рубашки – в них он даже сохранил ее почерк. Это и каноничное «иди на ху@» в коллекции, ставшей его рефлексией на тему событий, случившихся в 1992 году между Абхазией и Грузией. В его подходе к текстовым узорам больше постиронии, где каждое высказывание обретает под собой второе дно. Вирджил Абло один из немногих, кто отказался от смысловой нагрузки текста, превратив его в исключительно декоративный элемент. Техника этикетажа, которая стала его фирменным почерком, превращала предметы люкса в предметы повседневности, а сами надписи напоминали этикетки с названиями, которые мы видим в «Икее». «Сумка», «Майка», «Сапоги» огромными буквами поперек люксовых аксессуаров и одежды возводят иронию на новый уровень – метаиронии, объясняясь языком веб-философов. Гурам Гвасалия, перехвативший креативное управление VTMNTS у своего брата Демны, от текстовой подоплеки практически отказался, но очевидно, что кириллица (и не только она) у бренда в ДНК. Оттого каждое появление обусловлено и выверено. На последнем показе осень-зима 2022 на шоу был всего один «лук», где фигурировал текст. Но он однозначно был самым важным: надпись «Я тебе кохаю» давала посыл всей коллекции гораздо более сильный, чем любой политический лозунг. Если отследить историю появления текстов на одежде в разные эпохи, можно сделать вывод, что дизайнеров с текстами связывают love-hate relationship, именно последние несколько лет стали особенно насыщенными на появление лозунгов. Что в очередной раз подтверждает: политическая позиция сегодня – is not an option anymore.
Автор. Harper’s BAZAAR Kazakhstan. Фото. Пресс-офисы марок, Imaxtree.