21 и 22 июля вниманию жителей и гостей столицы приготовили «Вечер современной хореографии». Проект реализуется при поддержке Министерства культуры и спорта РК к 20-летию столицы. Последняя премьера пятого юбилейного театрального сезона «Астана Опера» состоит из двух отделений. В одноактном балете Раймондо Ребека «Сколько длится Сейчас?» зрителей ждет философское размышление о времени и его отдельных моментах. Другой не менее яркий одноактный балет Ксении Зверевой «Sounds of Time» рассказывает о прекрасных влюбленных. Знаменитые во всем мире балетмейстеры-постановщики поделились особенностями и деталями премьеры «Вечер современной хореографии».

Знаменитые балетмейстеры Раймодно Ребек и Ксения Зверева рассказали о «Вечере современной хореографии»

Фото. Личный архив героини.

— Ксения, давно ли вы задумывали поставить балет «Sounds of Time»?

— Безусловно, идеи были. Я рада, что мне предложили их реализовать здесь, в «Астана Опера». Мы работаем над сюжетным балетом на национальную тему с отечественным композитором Актоты Раимкуловой. Сюжет спектакля основывается на мотивах либретто «Воздушное кочевье» казахстанского писателя Адама Капанова. Я много изучала национальную культуру, прониклась традициями кочевого народа. Все это помогло мне воплотить в жизнь балет «Sounds of Time». Он получился в нетрадиционной пластике и нетрадиционном стиле. Мы переносим действие в современное время, что позволит каждому человеку узнать себя. В либретто очень много магических деталей, волшебных переплетений, а на сцене все максимально приблизится к реальной жизни. Спектакль отобразит современный мир и его актуальные проблемы и взаимоотношения людей, разные слои общества и их ценности. Зритель увидит переплетение мифа и реальности.

— Вы уже поработали с труппой театра «Астана Опера», как оцениваете уровень артистов?       

— Уникальность этого балета заключается в том, что он ставится специально для труппы «Астана Опера». Мне приятно работать с казахстанскими артистами, вижу, что им очень интересно. Когда у человека есть желание, он может многое сделать. До этого я уже работала с солистами «Астана Опера», поэтому труппа  мне знакома. Пластика для них новая, мы много репетируем, танцовщики полны энтузиазма, подсказывают, каким образом им хотелось бы сделать определенные движения, передать эмоции. Они не ждут, что я им все полностью изложу. У меня есть структура, но позволяю им раскрыться, прислушиваюсь к их желаниям. Творчество – это всегда синтез идей.

— Насколько равноценны в вашей хореографии техника и импровизация?          

Изначально я создаю хореографический текст в репетиционном зале, пробую, что-то убираю, добавляю. Потом уже работаю с артистами, которые вполне могут интерпретировать движения по-своему, либо же чувствуют их так, что получается что-то совсем новое. Появляется способность расширять границы и не зацикливаться на стереотипах. В классике все очень точно, в модерне – нет. Импровизация – это важная составляющая, но в любом случае я направляю артистов.

— Значит ли это то, что в классике больше ограничений?

— Определённо. Если рассматривать современный танец, то темы либретто, зачастую,  выбираются абстрактные, где хореограф по-своему и максимально свободно раскрывает зародившуюся у него идею. В модерне больше свободы еще и потому, что, например, здесь не всегда есть конкретные партии. Можно найти разные подтексты, подходы, и каждый по-своему это выражает, мне тоже близок этот принцип. В данном случае у нас сюжетный балет с имеющимся либретто и музыкой – это основа. Хореография должна «встраиваться» под этот сюжет с множеством персонажей. Здесь нужно уметь работать не только в своей привычной пластике, а сделать каждого героя индивидуальным, со своим лейтмотивом, характером, и это тоже должно найти отражение в хореографии. В этом определенная сложность, но и интерес. Когда ставишь повествовательный балет с сюжетной линией, здесь важны не только движения, но и,  например, необходимо вносить немалое количество мизансцен, порой с драматическими моментами. Иными словами, нужно создать «говорящую» хореографию. В этом случае в современном балете тоже возникают свои рамки.

— Раймондо, как создавался ваш балет «Сколько длится Сейчас?»?

Вопрос о разных ощущениях человеком времени долгое время просто «жил» в моем сознании, но началось все с переноса этих ощущений на определенные личности. Я размышлял: что происходит в нашей жизни, что сохранится и превратится в воспоминания, а что просто является каким-то моментом, который уйдет. Ощущение момента, ощущение «сейчас» — разное для людей. Истинным вдохновением была моя бабушка, у которой развилась очень сильная деменция, и у моей мамы сейчас тоже начинается эта болезнь.  Процесс, когда человек начинает «исчезать», а его родные любят и искренне переживают за него, порождает ощущения, чувства, которые оказываются намного сильнее тех, когда человек «теряет себя». У всех разные ощущения времени. Хороший поцелуй может остаться с вами навсегда, а от воспоминаний о плохом вы хотите избавиться сразу же. Я пытался создать ощущения трех разных моментов жизни: любовь в молодом возрасте, зрелая любовь и любовь в пожилом возрасте. И все это на примере одной женщины в течение всей ее жизни.

— В чем особенность хореографии этого балета?

Для исполнения этого балета не нужна какая-то определенная подготовка. Большинство танцев в мире имеют в основе классическую технику. Но, тем не менее, мы не хотим делать одно и то же. Пытаемся быть не «в равновесии»: использовать движения с большим объемом, своего рода, размашистые. Сто пятьдесят лет назад движения рук были совсем другими: раньше движение руки останавливалось на уровне плеча, а сейчас плечо участвует в движении, и это создает объем. Но это не новая техника, мне необходимо переключить сознание артистов, настроить их на то, что физически все возможно сделать с классической техникой.

— Балет имеет философскую основу, в нем вы размышляете о времени, а что лично для вас время?

Чем старше ты становишься, чем больше опыта и воспоминаний накапливаешь, тем время становится особенным и ценным. В последний год обучения в школе или университете нельзя дождаться, когда же все закончится. Сейчас год проносится так быстро. Я ценю каждый прожитый день, работу, которую я провожу в родном театре и за рубежом, путешествия, встречи с разными артистами. Ведь у нас есть всего лишь одна жизнь…

— Костюмы и декорации создавались специально для этого балета?       

— Да, конечно. Из декораций, которые привлекут внимание, будут большие песочные часы. Я очень надеюсь, что получится сделать так, чтобы они были полны песка в начале спектакля и пусты в конце. Также сцену украсят несколько перевернутых падающих деревьев, олицетворяющих собой природу.


Автор: Екатерина Романова. Источник заглавного фото. Shutterstock.com. Автор. PeopleImages.com — Yuri A

Читайте также: Закулисье оперы «Турандот»

Поделиться: