Несколько дней назад стартовал Венецианский кинофестиваль 2022. Звездные гости, громкие премьеры картин, оценка кинокритиков и взыскательных зрителей — сейчас все внимание приковано к одному из самых престижных событий в мире кинематографа. И пока одни детально изучают фэшн-выходы знаменитостей на красной ковровой дорожке, другие вникают в смысл и проблематику киноновинок. Среди них и наш контрибьютор Ораз Керейбаев, который сейчас находится на 79-м Венецианском кинофестивале. Предлагаем вам его обзор прямо из зрительного зала.
Текст: Ораз Керейбаев ORAZ KEREIBAYEV
Пока фанаты с раннего утра выстраивались в очередь у красной дорожки, чтобы вживую лицезреть Адама Драйвера и Кейт Бланшетт, репортеры со всего мира имели возможность посмотреть фильм-открытие Биеннале «Белый шум» режиссера Ноа Баумбаха, который известен широкому зрителю своей «Брачной историей», вышедшей в 2019 году.
Как и в большинстве своих фильмов, в «Белом шуме» Баумбах исследует тему семьи. Однако если в своих ранних работах, таких как «Кальмар и кит», он пытался понять, каково это расти ребенку в семье на грани развода, а в «Истории семьи Майровиц» он отвечал на вопрос: «Как общаться с семьей, будучи взрослым и успешным бизнесменом?», то в «Белом Шуме» Баумбах рассуждает о смерти.
Главные герои фильма — семейная пара с четырьмя детьми, живущая в Америке 80-х. Несмотря на выбранный исторический отрезок, зритель быстро догадывается, что фильм является аллегорией на пандемию, заставшую врасплох весь мир в 2020-м. Связана такая параллель с тем, что семью главных героев приходится эвакуировать из-за неожиданного облака химикатов, нависшего над городом. Хоть в отличие от реальной пандемии персонажи фильма спасаются, находясь в помещении, переполненном людьми, остальные элементы двух катастроф зеркально отражают друг друга. Отрицание, паника и чувство отсутствия контроля наиболее выражены в персонаже Адама Драйвера, который к этому моменту уже стал одним из любимчиков Баумбаха.
Его герой — репрезентация отцовской фигуры, способной всегда держать под контролем ситуацию. Однако в течение фильма он не раз оказывается в обстоятельствах, где его одолевает страх приближающейся смерти — чувство, которое многие из нас часто испытывали с началом пандемии. Соответственно, «Белый шум» задает вопрос: как именно можно побороть страх смерти? И в конце фильма Баумбах представляет свое решение — столь простое, но при этом до ужаса непохожее на все остальные опции.
Следующий фильм, который хотелось бы выделить среди всей программы фестиваля, работа Тодда Филда — «Тар». Действие происходит в наши дни и рассказывает о всемирно известной дирижерке Лидии Тар, сыгранной неподражаемой Кейт Бланшетт.
«Тар» является прямым комментарием на все тренды последних лет — от культуры отмены до все той же пандемии 2020 года. К примеру, диалог персонажа Бланшетт со студентом филармонии, где она ставит важность культурного наследия художника выше его личностных недостатков. Хоть речь в этот момент идет о Бахе и Бетховене, которые обсуждаются как насильники и мизогинисты, зритель легко может провести параллель со всеми недавними случаями отмены знаменитостей.
Отдельно хочется поговорить об игре Кейт Бланшетт. Это далеко не первая ее актероцентристская работа, но все равно «Тар» ощущается как абсолютный бенефис актрисы. Мы видим ее разной: от властного маэстро (все персонажи подчеркивают, что она именно «маэстро», а не «маэстра») до защищающего родителя и падшего человека.
Теперь поговорим о сериале Ларса фон Триера «Королевство: Эксодус». Режиссер, у которого недавно обнаружили болезнь Паркинсона, все еще не перестает удивлять зрителей своей смелостью и непредсказуемостью.
«Королевство: Эксодус» — это прямое продолжение культового сериала «Королевство», который фон Триер снимал в середине 1990-х. Двадцать пять лет спустя мы наблюдаем за событиями датской больницы, заполненной злыми духами и посланниками сатаны, одного из которых здесь блестяще исполнил Уильям Дефо.
На премьере сериала присутствовал его основной каст, а фон Триер, который не смог приехать, записал обращение к зрителям. В нем он выразил благодарность итальянским творцам, на творчестве которых он вырос (Микеланджело Антониони и Федерико Феллини), а также пожелал удачи тем, кто решил посмотреть все 5 часов сериала за один раз.
В отличие от большинства работ фон Триера, «Королевство: Эксодус» не лишено юмора, который, к сожалению, будет понятен лишь фанатам режиссера и оригинального сериала. В каждом эпизоде зрителям напрямую говорят, что первые два сезона сериала были фикцией, а большая часть персонажей выражает недовольство фон Триером и его влиянием на сложившийся образ Дании.
Помимо метаюмора «для своих» фон Триер, как и персонаж Кейт Бланшетт в «Тар», высказывает свое недовольство развивающейся культурой отмены. Режиссер, известный своими радикальными высказываниями и громкими скандалами (в 2011-м — Ларса объявили персоной нон-грата на Каннском кинофестивале за то, что он выразил симпатию Адольфу Гитлеру и назвал себя нацистом, а в 2017-м певица Бьорк обвинила его в харассменте. — Прим. редакции), показывает, что, хоть это и важно говорить о случаях домогательств, некоторые могут использовать это себе во благо. Так, персонажи фильмов «Тар» и «Королевство: Эксодус» сталкиваются с общей проблемой — фальшивые обвинения в сексуальных домогательствах.
Подытожив, можно сказать, что Венецианский кинофестиваль 2022 и его основные фильмы говорят о насущных проблемах и пытаются разобраться, как нам всем теперь жить. Однако выбор, как и всегда, остается за зрителем.
Фото из личного архива автора. IMDb.