Гайд по истории павильонов на Венецианской биеннале с участием казахстанских художников и кураторов.

Венецианская биеннале – одна из престижнейших международных художественных выставок. Проводят ее с 1895 года, и каждый раз именно в Венеции определяется направление развития мирового искусства на ближайшие два года. Роман казахстанских художников с этим ключевым событием арт-мира – история непростая и длинная. С 2005 по 2013 год работы наших соотечественников были представлены в павильоне Центральной Азии среди работы представителей других постсоветских государств – Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. При этом Казахстан много лет амбициозно и вслух мечтал о собственном павильоне, к концу 2010-х даже предпринимались неудачные попытки его создать. 2022-й стал годом, когда Казахстан презентовал в Венеции свой долгожданный первый национальный павильон. Триумф нашей страны на биеннале был оглушительным, но будет ли в 2024 году продолжение этой истории успеха – неизвестно.

Индира Дюсебаева-Зиябек

Независимый куратор, соосновательница Международной ассоциации развития искусства (IADA), основательница Ainalaiyn Space, London 

Венецианский период: казахстанские художники и кураторы — о Венецианской биеннале

Идея независимого павильона Казахстана обсуждалась очень давно. В 2013 году мы вместе с партнерами Диной Байтасовой и Лораном Леманом решили инициировать некоммерческий проект International Art Development Association по развитию и поддержке современного искусства Казахстана и других стран Центральной Азии,подобныхкоторомупрактическине было.Существовалиразныеорганизации, но их было критически мало. Это сейчас, через 10 лет, мы видим, насколько арт-сфера шагнула вперед, но во многом это произошло благодаря, опять же, частным инициативам. Решено было наш первый проект ONE STEP/ PE FORWARD сделать в Венеции.

Так как у нашей страны прежде никогда не было собственного павильона – казахстанские художники были представлены только в центральноазиатском павильоне, – мы решили сделать первый частный павильон Казахстана.

Это была инициатива первого, но важного шага вперед, для начала диалога современного казахстанского искусства на международной платформе. Кроме того, мы хотели привлечь внимание своего государства к тому, что пора принимать участие в таких масштабных событиях, как биеннале в Венеции.

Среди участников экспозиции был Саид Атабеков, представивший две работы – инсталляции из текстиля «Одежда Чингис-хана» и «Саван Чингис-хана» (2013), которые отражают взгляды на власть и контроль черезпризмуистории, приэтомзатрагивая и простые аспекты человеческой жизни. Художники Галим Маданов и Зауреш Терекбай представили инсталляции «Дефрагментация истории» (2011) – концептуальную работу, где поднимается вопрос о «большой игре», геополитической борьбе между империями за господство в Центральной Азии, и «Сон разума» (2013) – мультимедийную инсталляцию о фантазии, сне и разуме, вдохновленную работой Франциско Гойи «Сон разума рождает чудовищ». Кроме того, Гайша Маданова представила двухканальное видео «Фюсис. Присутствие», в котором подняла вопрос о сосуществовании человека и природы.

Проекты, подобные Венецианской биеннале, показывают, что происходит в мире, поэтому так много людей стремятся их посетить. Приезжают сюда как простые туристы, которым интересно узнать о странах мира и их культуре, так и профессионалы, директора и кураторы музеев, коллекционеры, галеристы, люди из разных креативных сфер. Все это составляет экосистему мира искусства и дарит возможности для дальнейшего развития. Художники поднимают самые сложные вопросы, о которых не так просто говорить, будь то история, политика или человеческое состояние. Это искренность, которая выражается через креативную форму. Она заставляет думать и задавать вопросы, благодаря чему появляется пространство для диалога и поиска решений. Это не просто визуальное представление, а глобальный форум, который представляет как историю и культуру, так и события, происходящие в стране.

Очень важно, что именно показывает страна в Венеции. Я считаю, что не стоит участвовать в биеннале ради галочки или престижа. У нас очень много талантливых художников, чье творчество может рассказать о Казахстане. Сейчас нам как никогда важно работать над нарративами.

Наш проект посетило огромное число людей, и крайне малая их часть знала о современном искусстве Казахстана. Многие вообще не знали, где находится наша страна, но при этом мы видели всеобщий интерес. Этот проект дал и хороший импульс – нас сразу пригласили участвовать в арт-ярмарке в Вене, в кураторской некоммерческой секции. В 2014 году похожий проект – Art Dubai, который курировал знаменитый арт-коллектив Slavs and Tatars. В 2015-м, когда страны Центральной Азии вообще не были представлены на Венецианской биеннале, мы решили организовать образовательный проект – арт-резиденцию, куда мы пригласили семерых художников: Асель Кадырханову, Азизу Шаденову, Аду Ю, Камиллу Габдуллину, Асхата Ахмедьярова, Шолпан Шарбакову и Сырлыбека Бекботаева. Мы также пригласили французского куратора Поля Ардена и перформансистку Сару Трюш, которые организовали воркшопы. В итоге наши художники устраивали перформансы на открытии биеннале, взаимодействуя с публикой.

Все эти проекты дали нам понять, что одним из самых важных элементов развития искусства остается образование. Поэтому сегодня мы максимально сфокусированы на образовательных проектах и арт-резиденциях как для художников, так и для кураторов.

Венецианский период: казахстанские художники и кураторы — о Венецианской биеннале

Инсталляция Defragmentation of History, Галим Маданов и Зауреш Терекбай. 

Важно развивать искусство внутри страны. Не только усилиями частных лиц, но и силами государства. Необходимо вкладываться в образовательные проекты, открывать арт-центры, создавать институционные площадки. Прекрасный пример – Центр современной культуры «Целинный».

Как зритель, я стараюсь не пропускать Венецианскую биеннале и «Документу», которая проходит раз в пять лет в германском Касселе. Также посещаю арт-ярмарки Frieze Art Fair в Великобритании и Art Basel в Швейцарии. В их контексте мне интересно следить за тем, как развивается рынок искусства. Кроме того, ярмарки всегда предлагают интересную программу, в которой участвуют профессионалы арт-сферы: кураторы, художники и так далее. Во время поездок на такие мероприятия я также советую посещать музеи, в которых обычно идет параллельная программа, – так можно увидеть прекрасные выставки.

Меруерт Калиева

Комиссар павильона Казахстана на Венецианской биеннале, основательница Aspan Gallery 

Венецианский период: казахстанские художники и кураторы — о Венецианской биеннале

В 2019 году Казахстан заявил об участии в Венецианской биеннале, но открытие павильона так и не состоялось. Мне, как и многим казахстанским деятелям сферы искусства, было обидно за свою страну. Ведь у нас развитая, интересная художественная сцена, наших художников приглашают на международные экспозиции, включая главную выставку самой Венецианской биеннале, их работы приобретают в свои коллекции крупные музеи – но за 30 лет независимости собственный павильон в Венеции так и не появился. Так как и в 2022 году попыток создать павильон со стороны государства вновь не последовало, я решила попробовать создать прецедент. Разрешение на создание павильона пришло очень поздно, меньше чем за семь месяцев до открытия выставки, поэтому нужно было в максимально короткие сроки выбрать проект, найти помещение, заручиться поддержкой спонсоров и партнеров.

Моя основная деятельность – галерея Aspan, которая занимается современным центральноазиатским искусством, поэтому я хорошо знакома с творчеством казахстанских художников и проектами, над которыми они работают. Для первого павильона Казахстана было решено представить проект коллектива ORTA, которые работают на стыке искусства, современного театра, науки и перформанса. Их проект для Венецианской биеннале «Центр новой гениальности Лай-Пи-Чу- Пли-Лапа» был посвящен автору теории новой гениальности Сергею Калмыкову.

Венецианская биеннале, пожалуй, одна из главных площадок для смотра современного искусства в мире, ее посещают кураторы и арт-критики со всего мира. Очень важно, чтобы работы наших художников видели, чтобы они активно участвовали в мировых культурных процессах. Представлять страну в Венеции – это другой уровень амбиций для творцов и кураторов, ведь здесь, помимо участников главной выставки биеннале, свое искусство представляют более 95 стран и работают десятки параллельных программ и выставок.

Команда нашего павильона совершенно не ожидала такого внимания прессы и количества положительных отзывов. В Венеции за внимание прессы сражаются сотни проектов, и мы думали, что два-три упоминания в международных СМИ станут для нас успехом. Но о нашем павильоне вышли десятки статей, а такие издания, как The Art Newspaper, Wallpaper, Art Insider и Cobo Social, включили нас в списки лучших павильонов в Венеции. Кроме того, крупные мировые медиа – The Guardian, The Telegraph, The Times, Artnet, Vogue, House & Garden, Art Asia Pacific, Elephant, Apollo, ArtReview, Observer – написали подробные статьи о павильоне и выпустили интервью с художниками.

На открытие павильона приезжал Даурен Абаев, это было первое посещение Венецианской биеннале министром культуры и спорта Казахстана. Затем был выделен бюджет от государства на участие Казахстана в Венецианской биеннале в 2024 году. Это позволяло надеяться, что теперь наш павильон станет постоянным, но потом произошли изменения в министерстве и будет ли павильон в следующем году, мы не знаем.

Для развития культуры в стране, прежде всего, необходимо развивать систему образования. В наших академиях изобразительное искусство до сих пор преподается по советской системе. Акцент сделан не на концептуальном наполнении, новых медиа и так далее, а на копировании пресловутых «старых мастеров». Это нужно менять в первую очередь. Также необходимо выделять больше средств государственным музеям, чтобы они могли проводить собственные выставки, а не просто сдавать в аренду свои помещения. Нужно предоставить музеям возможность внедрять образовательные программы, посылать персонал на тренинги, а также иметь закупочный бюджет для приобретения работ современных авторов. Это нужно для сохранения и изучения нашего наследия, а еще позволит художникам существовать за счет продаж своих работ и полностью посвящать себя творчеству.

На биеннале я приезжаю постоянно – начиная с 2009 года. Очень сложно передать эмоции от первого визита – я только выпустилась из университета, где училась на факультете истории искусства, и впервые попала на такое масштабное событие в сфере современного искусства. Было чувство, что здесь пишется история и происходит она прямо перед твоими глазами. Всем советую хотя бы раз здесь побывать. Но чтобы опыт был максимально приятным, учитывайте, что это массовое событие и поэтому здесь можно целый день простоять в очередях, особенно если вы решили увидеть именно открытие биеннале. Чтобы не следовать за толпой, в первый день, когда большинство людей идут смотреть сады Джардини, постарайтесь побывать на выставках в Арсенале или, что еще лучше, познакомиться с параллельными программами и экспозициями в городе – очередей будет меньше.

Также советую не забывать о том, что Венеция – это, прежде всего, центр культуры Ренессанса. Поэтому обязательно посмотрите дворцы, театры и церкви периода расцвета Венецианской республики. Также для меня любимое занятие в Венеции – маршруты по архитектурным памятникам моего любимого Карло Скарпы, венецианского архитектора ХХ века. Его здания разбросаны по всей Венеции, от шоурума компании печатных машинок Оливетти на площади святого Марка до университета Ка Фоскари и кладбища в Тревизо.

Елена и Виктор Воробьевы 

Казахстанские художники, участники Венецианской, Стамбульской, Сиднейской биеннале 

казахстанские художники и кураторы

В Венеции за годы участия в биеннале мы показали несколько своих работ. В 2005 году в первом центральноазиатском павильоне, курируемом Виктором Мизиано, мы представили проект «Казахстан. Голубой период» 2002-2005. Это была большая инсталляция из серии фотографий, документирующих процесс проникновения цвета государственного флага во все сферы жизни. Собственно, тогда она и была показана впервые. В 2009 году на выставку третьего павильона Центральной Азии нас с видеоинсталляцией «День-Ночь» пригласила куратор Берал Мадра. Эту работу мы показали впервые в Бишкеке в 2006 году на выставке «Зона риска. Переход». И в 2017-м мы участвовали в основном проекте Венецианской биеннале Viva Arte Viva по приглашению куратора Кристин Масель с работой «Художник спит». Эта инсталляция была создана еще в 1996 году для выставки «Права человека. Второе дыхание» в Алматы и представляла собой метафору творческого состояния художника через атрибутику быта.

Конечно, для карьеры наших художников участие в венецианских проектах имеет большое значение. После Венеции многих приглашали на международные выставки – как в рамках репрезентаций центральноазиатского искусства, так и индивидуально. Что касается нас, то, например, проект «Казахстан. Голубой период» побывал не менее чем в десяти странах: Франции, Финляндии, Германии, США, Великобритании, Италии, Украине, России и других. Сейчас одна из версий этой работы находится в коллекции бельгийского музея современного искусства MuHKA. Инсталляцию «Художник спит» три года назад приобрел в свою коллекцию парижский Центр Помпиду.

казахстанские художники и кураторы
Инсталляция: «Казахстан. Голубой период»

Участие в крупных международных проектах расширяет сознание художника и создает новый уровень ответственности. Это большая школа. Отметим, если международные кураторы приглашают нас на свои выставки – они хотят видеть в работах не столько местную экзотику, сколько переплетение локальных и глобальных смыслов. Причем нужно иметь в виду, что показ своего проекта большой международной аудитории может принести не только успех, но и провал. Это нужно понимать при организации казахстанского павильона в Венеции. Там ты как на ладони, туда слетаются кураторы, критики, пресса. Контекст и качество экспозиции считываются одномоментно. Прямо, конечно, никто ничего не скажет, но как бы не заметят, не придадут значения. В этом смысле первому центральноазиатскому павильону в 2005 году уделили массу внимания, было много публикаций и последующих приглашений. Произошло словно открытие нашего региона глобальному художественному миру. Поэтому, чтобы не вариться в собственном соку, казахстанским художникам и институциям необходим опыт участия в международных биеннале. Но для этого нужно работать здесь, на своем родном материале. Круг замыкается…

казахстанские художники и кураторы
Инсталляция: «Художник спит»

Однажды мы уже были в Венеции в качестве зрителей – приезжали с нашими художниками, не будучи участниками, в Кассель на «Документу 10». Еще ездили на Стамбульскую биеннале и специально заезжали в Венецию по пути на свою выставку в Милане.

Тем, кто планирует сюда первый визит, предлагаем, прежде всего, обратить внимание на саму Венецию – уникальный город, который поражает и без биеннале. Но в период биеннале он бурлит множеством событий. В первую очередь нужно посетить два места, где обычно размещаются работы художников основного проекта, – Джардини и Арсенале. Именно здесь экспозициираскрывают замысел куратора биеннале,можно понять развитие основной темы через работы художников из разных стран. Кроме того, в садах Джардини находятся постоянные павильоны нескольких стран – Германии, США, Nordic Pavilion и так далее. Другие страны-участницы обычно размещают свои экспозиции во временных павильонах по всему городу, и информация о них есть в буклетах и гидах. В первые три дня открытия биеннале профессиональное жюри определяет лучшие национальные павильоны – именно они и будут на слуху, их отметят в прессе. Чтобы не блуждать по городу в поисках выставок, лучше первым делом посещать их. Кроме этого, есть параллельная программа биеннале с выставками мирового уровня – здесь особенно интересны выставки фонда Prada, а также масштабная коллекция современного искусства Пино.


Автор. Harper’s BAZAAR Kazakhstan. Фото. Меруерт Калиевой: Анвар Ракишев.  

Поделиться: