Если вы следили за мировым пресс-туром фильма «Дюна: Часть вторая», то наверняка знаете, что там царила высокая мода. Зендая в архивном наряде робота Thierry Mugler? Аня Тейлор-Джой в полупрозрачной вуали Dior с капюшоном? Тимоти Шаламе в блестящих брюках Haider Ackermann, в кожаном «луке» Prada или в костюме Givenchy с изготовленным на заказ хромированным нагрудником? Фэшн-образам на этих ковровых дорожках было по меньшей мере отведено особое место.
То же самое можно сказать и о самом продолжении эпической космической саги, которое сейчас идет в кинотеатрах и представляет собой мастер-класс по дизайну костюмов. Жаклин Уэст вернулась в «Дюну: Часть вторая» (на этот раз без помощников) и привнесла в фильм то, что она называет «передовой» смесью современного и средневекового стилей. Уэст, получившая двойную степень по истории искусств в Калифорнийском университете в Беркли, рассказала, как стала «чем-то вроде итальянского ученого» в своем исследовании для блокбастера Дени Вильнева. Для этого она извлекала отсылки из «Ада Данте» авторства Данте Алигьери, чтобы «разобрать и воссоздать их на 10 000 лет вперед». К счастью для нас, второй фильм погружает во вселенную «Дюны» еще глубже, чем первый, и костюмы по ходу дела становятся только богаче.
Жаклин Уэст пригласила Harper’s BAZAAR US с собой в путешествие по костюмам и рассказала, каково это — одевать некоторых из самых модных актеров Голливуда на данный момент.
Чем работа над лентой «Дюна: часть вторая» отличалась от первой?
Разница в том, что история действительно развивается и, следовательно, меняется сам гардероб. Во второй части мы отправляемся в мир Императора, где у нас есть новые персонажи, такие как принцесса Ирулан, которую играет Флоренс Пью, и леди Фенринг в исполнении Леи Сейду. Появилось много новых героев, а миры тоже пришлось расширить.
На этот раз вы работали в одиночку, тогда как в «Части первой» у вас был кодировщик.
Я не стала нанимать для этого проекта кодировщика, потому что думала, что «Часть первая» будет настолько масштабной, что для нее потребуются два человека. Но этот проект я разработала более или менее самостоятельно, с помощью потрясающей команды. Вернулись мои красильщик и оружейник, а также костюмеры и все модистки. У меня были новые венгерские вышивальщицы и закройщики (потому что мы снимали в Будапеште). Здорово и то, что практически все мои сотрудники, с которыми мы работали над первой частью, захотели вернуться к работе.
Многие дизайнеры могут получить некоторые или все костюмы для фильмов через магазины, винтажные бутики, сотрудничество с брендами и так далее. Но мне кажется, вам нужно было сделать все самостоятельно. Сколько образов вам пришлось создать для этого фильма?
Думаю, мы разработали около 4000 предметов одежды. Сделали маски и всевозможные украшения, окрасили вручную ткани, и нам даже пришлось восстанавливать дистилляционные костюмы (дистикомбы), потому что в «Части первой» они сильно пострадали. Но у нас было много предметов: байеры в Стамбуле и Марокко присылали мне вещи, которые мы разбирали и воссоздавали с расчетом на 10 000 лет вперед.
Вы называете костюмы «Дюны» прогрессивными — вдохновленными средневековыми нарядами, но переосмысленными на 10 000 лет вперед. Полагаю, это основной замысел «Второй части». Откуда это пришло?
Что ж, у меня есть два диплома по истории искусств в Калифорнийском университете в Беркли, где я впервые прочитала Данте. А с расширением мира антагонистов Гьеди Прайм (вымышленная планета дома Харконненов из вселенной «Дюны». – Прим. ред.), например, я посмотрела «Божественную комедию» и отнеслась к ее созданию как к чему-то, что проходит через разные уровни ада. А Арракис похож на чистилище. Я полностью погрузилась в средневековое искусство — это будущее, но оно начинается заново. Я также опиралась на древние картины, особенно на рисунки арабов из Марокко и северной Африки. Мои отсылки к этому фильму были довольно древними. Фримены, например, действительно умеют выживать в пустыне, поэтому я обратилась к древнему Исламу. Они не приняли эту веру, но мы видим их одетыми в образы из разных религий.
Как изменились костюмы Тимоти Шаламе в «Части второй»?
Основное отличие от «Части первой» состоит в том, что мы видим на нем гораздо больше плащей. Хотя большую часть фильма Пол все еще носит свой дистилляционный костюм, существуют разные варианты его маскировки. В этой картине он перенимает религию и философию фрименов, поэтому я хотела дать ему качества мудреца и монаха. Возникло желание придать герою аскетический вид, напоминающий что-то из произведений Данте. Имею в виду, я не могла позволить ему носить Haider Ackermann, не так ли?
Актерский состав в этом фильме просто невероятный, и я очень рад, что Зендаи в ленте было гораздо больше, чем в «Части первой». Каково это — одевать ее?
Зендая выглядит красиво во всем, что бы ни надела. Я задумала ее гардероб очень простым и прозрачным, чтобы вы могли видеть ее форму, когда она подсвечена сзади. Это сделано для того, чтобы смягчить образ героини и вытащить из дистилляционных костюмов. Она носит обычную одежду, и мы с Дени много об этом говорили. Ведь, когда вы живете в осаде, вы не будете носить комфортную одежду, но все равно сможете на мгновение выбраться из своих дистикомбов.
Еще одна модница, которую мы увидим на экране, — Аня Тейлор-Джой.
Я никогда не встречала ее! Этот костюм был сделан на лету.
Вы никогда не встречали ее! То есть, вы просто подготовили несколько вещей и надеялись, что они в конечном итоге подойдут?
Да, это просто сработало, и это было потрясающе. У меня были некоторые заметки о ней и о ее персонаже. Я прочитала роман, поэтому придумала что-то, что, по моему мнению, подходило бы в этом мире как принцессе, так и дочери Бене Гессерит.
Часто ли в вашей практике случалось такое, что вы создавали костюм, не встречаясь с актером?
Может быть. Всего пару раз!
Удобны ли дистилляционные костюмы?
Да, я так думаю! На доспехи жаловался только один актер — и я не скажу, кто это был! Но никто не жаловался на свои дистикомбы. Некоторые отметили, что они действительно получились неплохими. Несмотря на то, что в настоящих костюмах нет системы фильтрации питьевой воды, как предлагается в истории, актеры говорили, что в них никогда не было слишком жарко. Внутри мы использовали ткани, впитывающие влагу, а между отдельными частями есть зоны для дыхания, поэтому при ветре в пустыне пот актеров испарялся и фактически охлаждал их.
Было ли что-нибудь, что актеры пытались украсть со съемочной площадки?
Мы купили очень дорогое базовое нижнее белье, которое нам приходилось постоянно заменять, потому что актеры случайно продолжали носить его дома! Это вполне естественно — вы просто надеваете куртку поверх одежды, которую носили целый день. Я не использовала шелк, потому что думала, что в пустыне артистам будет слишком жарко, поэтому большую часть времени мы использовали комплекты бренда Under Armour, потому что они хорошо впитывают влагу.
Такие простые вещи могут дорого обойтись, особенно если вы начнете умножать их на определенное количество человек и съемочных дней.
Это был не низкобюджетный фильм!
Автор. Тодд Пламмер. Перевод. Мария Бурлака. Источник заглавного фото. Instagram @dunemovie.