Регион Центральной Азии в последнее время становится настоящим центром внимания глобального мира искусства. Одна из причин этого повышенного интереса – молодые женские голоса, появившиеся на локальной арт-сцене не так давно, но уже успевшие ярко и смело заявить о себе через участие в престижных международных форумах. В этом плане все три героини нашего интервью одни из самых видных сегодня. Они не только с гордостью рассказывают о своих центральноазиатских корнях, но и стараются критически переосмыслить их в собственных мультимедиа-работах. Они представляют одно поколение, но разные республики: Назира Карими – Казахстан и Таджикистан, ЖазгульМадазимова – Кыргызстан, АзизаКадыри – Узбекистан. Каждая из девушек, помимо собственной практики, вовлечена в женские коллективные инициативы, способствуя росту и эмпауэрменту художниц региона. Каждая из них – доказательство того, что у современного искусства Центральной Азии женское лицо. Мы задали пять одинаковых, простых, но важных вопросов Назире, Жазгуль и Азизе – и вот что из этого вышло.
Интервью: ДИЛЬДА РАМАЗАН DILDA RAMAZAN
О чем твоя практика?
Я бы сказала, что моя цель – рассказывать истории. Мои основные художественные медиа сейчас – это движущееся изображение (видео) и инсталляция. Я также могу признаться, что после окончания обучения в Венской академии искусств прохожу через определенные изменения в своем искусстве. К примеру, в своей последней работе Hafta (выставлена на 60-й Венецианской биеннале. – Прим. ред.) я исследовала собственную семейную историю. В связи с тем, что большая часть нашей коллективной памяти была стерта, я создала отчасти фиктивный фильм-нарратив о семи поколениях женщин моей семьи. Это была своеобразная ода моей матери.
Когда ты осознала, что хочешь стать художницей?
Я оканчивала 11-й класс в Душанбе. В последние несколько лет школы я начала параллельно работать на одном из местных радио, и мне это очень нравилось, так как я была единственным женским голосом радиостанции. В нашем пространстве также располагалась дизайн-студия, и я постоянно видела там очень много креативных людей. Именно тогда я и решила, что тоже хочу быть креаторкой. Мне понадобилось некоторое время, чтобы получить одобрение семьи, так как они все математики, но в итоге мне удалось этого добиться.
Что тебя вдохновляет и разочаровывает?
Другие художницы и их работы вдохновляют меня больше всего! Я бы даже сказала, что вдохновляет потреблять искусство. И, к сожалению, в этом поле меня также многое разочаровывает. К примеру, отсутствие прозрачности, двойные стандарты, неравные возможности, но также и отсутствие комьюнити и навязанная конкуренция, которая присуща нашей деятельности.
Как ты переживаешь критику по отношению к своему искусству?
Я очень открыта критике! Считаю, что критика – это путь к росту. Я бы сказала, что нам в целом не хватает критики в Центральной Азии. Нужно больше пространств для открытого диалога, а еще мы должны быть честными – подруга с подругой. Я замечаю, что наше комьюнити любит заигрывать с похвалой и комплиментами, но в таком подходе, к сожалению, нет места развитию.
Что для тебя значит быть художницей из Центральной Азии?
Центральная Азия – это мой дом. Я человек региона, возможно, потому, что я смешанного таджико-казахского происхождения. Для меня быть художницей из Центральной Азии – значит говорить из той позиции, которая для меня самая родная. Так же как и регион, его люди занимают самое особое место в моем сердце, но это, скорее, нельзя объяснить как-то рационально, это чувство глубокой эмоциональной привязанности.
Как твой собственный опыт как молодой женщины отражается в твоей практике?
Все мое искусство о центральноазиатской женщине. С детства я росла в окружении женщин и продолжаю творить и работать в окружении своих прекрасных коллежанок. Для меня это естественные процессы, так всегда было, и, честно говоря, я даже не могу представить, как может быть иначе.
Почему искусству Центральной Азии необходим феминизм?
Я считаю, что Центральной Азии нужен феминизм не только в искусстве, но и во всех остальных сферах. Думаю, каждая женщина сама это ощущает, сталкиваясь с предвзятым отношением в своей профессиональной среде. А что касается искусства региона, то его несут на своих плечах именно женщины! Как много мужчин из Центральной Азии сегодня делают хорошее современное искусство? Я затрудняюсь ответить, на ум приходят только женские имена.
ФОТО: САНЖАР КУРМАНГАЛИЕВ; СТИЛЬ: АЖАР КУДАЙБЕРГЕНОВА; МАКИЯЖ: АЛИЯ ИРЖАНОВА; ПРИЧЕСКА: БОТА КЕЛЬДЕБЕКОВА; РЕТУШЬ: ДАНИЛА РЕБРО. ОДЕЖДА, ОБУВЬ, УКРАШЕНИЯ, ВСЕ DIOR.
ФОТО РАБОТ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ГЕРОИНЕЙ.