Художник Ян Золлер предлагает начать вашу коллекцию современного искусства с того, чтобы вырвать специальную страницу из апрельского номера Harper’s BAZAAR Kazakhstan и нарисовать фонтан, став соавтором произведения. А почему именно фонтан, читайте в интервью.
Интервью: Александр Бланарь Aleksandr Blanar
Давайте поговорим об искусстве! Почему вы решили стать художником?
Не думаю, что это было сознательным решением. Сразу после окончания школы у меня просто не было выбора. Мне всегда хотелось заниматься чем-то творческим, где я мог бы выразить себя и свою индивидуальность. Мечтал иметь свое место, где я мог бы творить, а не заниматься обычной работой и выполнять поручения шефа.
Быть художником – это выбор или судьба?
Ммм. Иногда кажется, что это судьба, но в конце концов все зависит от вас. Решение только за вами. Но сама идея того, что призвание художника может быть судьбой, мне нравится.
Расскажите нам о своем художественном стиле, как вы его нашли?
С самого детства мы с семьей довольно часто посещали музей Фридера Бурды. Там я видел много выставок Рауха, Польке, Базелица, а также Collection, которая включает в себя множество работ Пикассо и немного Матисса. Думаю, это определенно повлияло на то, как я рисую сегодня. Моя мама тоже художник, и у нее был друг, у которого была студия в деревне, где я родился. Рядом с рекой. Это было старое здание с огромными окнами высотой около 10 метров и повсюду были картины. Помню, что рисовал он в стиле Пикассо, и мне действительно нравилось, что он делает. В своих работах я стараюсь воплощать идеи и эмоции, которые у меня возникают в разных ситуациях моей повседневной жизни. Я пытаюсь найти идеальный баланс между цветом, композицией и некими формами символов, которые для меня имеют смысл. Я хочу нарисовать картину, в которой мои друзья узнают некоторую символику или сцену из нашей жизни, и в то же время чтобы любой другой человек вспомнил что-то свое или просто разглядел баланс между цветами и линиями. Это тоже неплохо. Иногда просто хочется снять или рассказать интересную историю, которая, на мой взгляд, этого заслуживает.
Когда вы откроете свою пиццерию? Это ваша жизненная цель? Если нет, то какова ваша жизненная цель?
На данный момент я не могу дать вам точную дату, но время от времени я работаю над идеями дизайна интерьера и нахожусь в поисках идеального названия. Сейчас мне просто не хватает времени на запуск собственной пиццерии, но может быть через несколько лет я буду готов. Что же касается жизненной цели, мне бы очень хотелось иметь свою маленькую пиццерию рядом со студией где-нибудь на побережье Италии, в окружении семьи и друзей, обсуждающих, имеет ли смысл строить фонтан перед пиццерией или лучше нарисовать еще один.
Каким был ваш путь от студента к художнику, чьи выставки проходят в признанных галереях и который участвует в художественных ярмарках?
Будучи студентом, время от времени я устраивал небольшие выставки в Карлсруэ. Но там галерей немного, в отличие от Франкфурта, Дюссельдорфа или Берлина. В каком-то смысле это даже хорошо. Ведь это не Берлин. Поскольку город небольшой и арт-сцена не слишком обширная, здесь легче привлечь внимание галеристов. Помню как во время подготовки к выставке с Дэвидом Рихтером в Orgelfabrik в Дурлахе, я отправил сообщение моему теперь уже галеристу Томасу из Meyer-Riegger, чтобы он к нам заглянул. Он успел лишь на вечер последнего дня. Прямиком из Берлина, со своей женой и сломанной ногой. Затем, примерно через один или два месяца, он предложил мне принять участие в групповой выставке в Gallery. В тот же самый момент Роберт Грюненберг прислал мне сообщение в Instagram и спросил, может ли он посетить мою студию. Кто-то посоветовал ему взглянуть на мои работы, и он приехал в Карлсруэ. С этого момента все и закрутилось … и через год я в «Москау», рисую для своей предстоящей выставки в DINAMIKA.
Посещаете ли вы художественные ярмарки? Или считаете, что настоящих художников там быть не должно?
Не сказал бы, что люблю туда ходить, но это шанс войти в контакт с людьми и увидеть их реакцию на свои работы. Это не худший вариант для молодого художника, ведь там можно увидеть много современного искусства, сосредоточенного в одном месте. Художественные ярмарки созданы для того, чтобы продавать произведения искусства, и иногда они выставлены не в лучшем свете. Но туда приходят толпы, что дает возможность показать свои работы множеству людей. Думаю, это неплохо. Нужно ли это настоящему художнику или нет, зависит от вас… Я понимаю тех, кто не хочет туда идти. Не всем нравится атмосфера арт-ярмарки.
Почему фонтаны и пиццерия? Стоит ли за этим нечто личное для вас?
Пиццерия на самом деле не является частью моей работы, это больше похоже на метафору того, чем я занимаюсь. Не всегда же все должно быть серьезным. Можно и попробовать нечто легкое, например, готовить пиццу. Мне нравится сам образ пиццерии, как чего-то простого, но в то же время требующего большой страсти. История с фонтанами началась с моей шестимесячной работы в студии Beaux Arts. В студии было большое окно с видом на очень красивый фонтан. Когда я приехал в Париж, я даже не знал, что я хочу рисовать. Я пошел в Лувр, и там я увидел очень красивую, очень маленькую картину тигров Делакруа. Я решил нарисовать тигров, перепрыгивающих через тот самый фонтан, на который я смотрел из студии. С этого момента фонтан в моей работе функционирует как место, где происходят разные действия. Вода, текущая в фонтане, имеет некое постоянство. Она вытекает из него, затем заполняет один уровень, потом следующий… И опять все сначала. Я вижу много параллелей с жизнью в принципе. Также мне очень нравится рисовать текущую воду, которая все время движется и не стоит на месте.
Перевод: Далель Бисетаева. Источник заглавного фото. Pexels. Автор. Shelagh Murphy.