Соосновательница отечественного бренда rara Жанара Мирзажанова рассказала Harper’s BAZAAR Kazakhstan о том, что ее вдохновляет.
В каждой коллекции rara четко просматривается определенная тема. Расскажите, как вы приходите к ней?
rara – продукт командный, в создании которого, помимо меня, участвуют мои коллеги-единомышленники Ажар Карибжанова и Анна Те. И тема будущей коллекции зачастую определяется не сразу, а выкристаллизовывается в ходе всего процесса создания, начиная от поиска идеи и заканчивая подготовкой к лукбуку.
В дебютной «золотой коллекции», как мы называем ее между собой, вдохновение пришло от красивейших ручного плетения индийских тканей, украшенных метанитью. Воображение сразу же нарисовало образ смелой девушки-путешественницы, которая держит путь с Востока на Запад по золотым пескам Великого шелкового пути.
В коллекции ко Дню Рождения Saks Fifth Avenue Almaty решение провести связующую нить между гигантом американского fashion-ритейла, центром мировой моды Парижем и Казахстаном пришло на стадии поиска идеи для лукбука. И мы придумали историю воспоминаний любимой Музы легендарного кутюрье Кристиана Диора – модели казахского происхождения Аллы Ильчун.
Единственное, чего всегда мы стараемся придерживаться – чтобы все наши коллекции были пропитаны духом свободы и исключительности современных номадов.
Как вы и ваши коллеги по марке распределяете обязанности между собой ?
До недавних пор четкого распределения обязанностей среди нас не было. Мы все принимали участие сразу во всех процессах — от создания эскизов, подбора тканей и фурнитуры до производства, съемок. И даже будучи на расстоянии (Анна живет и работает в Бишкеке), постоянно держали связь. После поездки в Грузию на Mercedes-Benz Fashion Week Tbilisi в конце прошлого октября, как будто бы назрел вопрос о более четкой структуре в команде. Сейчас мы активно работаем над этим. Я, к примеру, больше сосредоточусь на связях с общественностью, с потенциальными байерами и клиентами марки. Но это вовсе не означает, что я отойду от дизайна одежды. Все-таки это моя любимая часть нашей командной работы.
В ДНК rara заложен номадизм. Если бы вы могли отправиться куда-нибудь прямо сейчас, что это было бы за место?
Работая над одной из первых коллекций, наша команда вдохновлялась этнокультурным наследием африканских номадических племен. Именно в это время я незапланированно оказалась в Южной Африке. По сей день, даже спустя время, это мое самое удивительное и ярчайшее впечатление. Вот куда бы я отправилась снова прямо сейчас.
Опишите героиню rara. Кто она ?
Героиня rara – девушка или молодая душой женщина, цифры в ее паспорте не имеют значения. Она – редкая и вольная птица, самодостаточная, яркая, с современным взглядом на стиль. Само название нашего бренда, помимо прочего отсылает к определению rara, rara avis (лат. «редкость », «уникальность», «редчайшая птица на свете»). И гардероб нашей героини – это продолжение ее образа и отражение стиля жизни современной кочевницы-космополита.
У вас есть любимый этап работы над коллекцией?
Сложно выделить что-то одно. На всех этапах создания коллекции есть свои любимые моменты. Это, пожалуй, похоже на рождение, а затем и воспитание ребенка. Ты испытываешь колоссальное возбуждение и волнение, когда занимаешься сбором информации, впечатлений для будущей идеи. Увлеченно ищешь «правильные» ткани и отделку, чтобы с их помощью точно выразить свои мысли. Затем с нетерпением ждешь, пока твои эскизы начнут оживать под умелыми руками мастериц-портных , и ты можешь либо удовлетворенно радоваться красиво отточенному силуэту, оригинальной вышивке… Либо дальше искать совершенство. И, конечно, съемка лукбука лично для меня, как для стилиста – всегда яркий на впечатления и любимый процесс.
Есть ли у вас мечта, связанная с развитием марки?
Если мечтать , то мечтать по-крупному! Конечно же, хочется, чтобы марка rara стала признанным международным брендом: и не только в дизайне одежды, но и вообще стилем жизни. И, возможно, в век стремительного развития различных технологий, когда промышленный дизайн позволяет нам внедрять элементы творчества и разумного потребления в различных сферах, именно rara со своими номадическими традициями разработает «умный» костюм-трансформер для путешествий , чтобы отпала необходимость в огромных чемоданах с одеждой.
Вы в основном выпускаете капсульные коллекции. Почему?
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Возможно, это продукт нашего становления, мы – молодой бренд и только учимся играть по правилам «большой моды». Также это продиктовано и тем, что у нашего основного идейного ориентира – кочевых народов мира – очень особенное понимание сезонности. Некоторые элементы одежды присутствуют в гардеробе кочевника постоянно. И только от тебя зависит, сколько ты наденешь на себя одежды , если похолодает, или снимешь, когда станет жарко. Многослойность характерна для всех наших коллекций, будь то лето, весна или зима. Лично я еще восхищаюсь великим кутюрье Аззедином Алайя, который не следовал модному календарю сезонности и своим примером доказал, что «единственное , что имеет смысл в жизни – это творчество. Но сейчас на него у многих просто не остается времени..». Надеюсь, в будущем у rara получится соблюсти баланс между творчеством и коммерческими интересами.
Помимо дизайнерской деятельности, вы работаете стилистом. Что вам больше нравится и почему?
Я благодарна случаю, произошедшему со мной в стенах нашего Издательского Дома более десяти лет назад и давшему мне возможность работать в качестве стилиста. Мне, дизайнеру, с которым на тот момент записывали интервью, предложили стилизовать предметную сьемку актуальных вещей сезона, что и определило мою дальнейшую судьбу. Я не разделяю для себя два этих творческих направления на лучшее или более интересное. Наоборот, умение видеть образ целиком, приобретенное на многочисленных сьемках, мне очень помогает и органично дополняет мои дизайнерские амбиции.
Факты о бренде
В коллекции «Райская птица» 25 изделий, 12 из них – с вышивкой.
В одном из изделий – летнем пальто – 17 вышитых ягодок, цвета фуксии. На удачу!
На съемку лукбука «Райская птица», которая проходила на побережье Капчагая, привезли двух коней, белого и гнедого. Было решено снимать с Зальцбургом – белым.
При выезде со съемок, машина провалилась в песок, и ее толкали семь человек. Из них был только один мужчина!
На MBFW Tbilisi бренд rara был единственным официальным представителем Казахстана.
Интервью: Жанна Мустафина. Фото. Пресс-офис rara.