Жанна Гужавина и Салима Сарсенова — кураторы выставки ведущих художниц из стран Центральной Азии, открывшейся 25 февраля в галерее Sapar Contemporary в Нью-Йорке. Экспозиция под названием «Новые Мифологии Центральной Азии» заинтересовала не только казахстанцев, проживающих в США, но и множество местных жителей и гостей из Европы. Жанна и Салима рассказали BAZAAR Kazakhstan о том, насколько сложно организовать такое крупное мероприятие в Нью-Йорке и какие цели они перед собой ставят.
Когда вы решили связать свою жизнь с искусством?
Салима: В школе Milton Academy в Бостоне я выбрала курс истории искусства, и благодаря этому мне открылся новый мир. На тот момент я очень увлекалась фотографией, стала фотографом школьной газеты и главным редактором ежегодной выпускной книги и даже думала, что хочу стать профессиональным фотографом. Поэтому после школы я продолжила развиваться в этом направлении и поступила в Нью-Йоркский университет на факультет искусствоведения. Во время учебы я также проходила стажировку в галерее. Позже университет предоставил мне возможность проучиться один семестр во Флоренции — в историческом центре искусства. После выпуска, я полтора года проработала директором в галерее Sapar Contemporary в Нью-Йорке.
Жанна: Я с детства очень люблю посещать музеи и галереи. Но при этом я никогда не думала, что искусство можно связать с бизнесом, так как именно по этой специальности я решила поступать в USC в Лос-Анджелесе, а далее на магистратуру экономики в Imperial College London. На тот момент я проходила стажировки в люкс-индустрии, в таких компаниях как Louis Vuitton и Ritz Carlton, но не видела там свою дальнейшую карьеру. Искусство всегда о себе напоминало: один семестр в USC я провела по обмену в Париже, где все мои классы были посвящены искусству и литературе. И пока я работала по профессии после магистратуры, набиралась опыта, проводя арт-туры в музеях Лондона. Как только я осознала, что к искусству можно подойти с коммерческой стороны, где как раз пригодится мое образование, я поняла, что мое будущее лежит в арт-индустрии.
Салима: По такому принципу и сформировалось наше совместное партнерство. Жанна приносит бизнес-навыки, а я — искусствоведческую экспертизу. Нас объединяет глубокий интерес к современному искусству и намерение направить наши общие силы на развитие искусства в Казахстане.
Почему вы организовали первую выставку именно в Нью-Йорке?
Жанна: Нью-Йорк — это мировая столица современного искусства. Там ежегодно проходит одна из самых престижных международных арт-ярмарок The Armory Show, на которую съезжаются коллекционеры и профессионалы со всего мира. Благодаря Нине Левент и Раушан Сапар, основательницам галереи Sapar Contemporary, у нас с Салимой появилась возможность организовать выставку в галерее именно во время Armory. Такой шанс нельзя было упустить. Мы до этого как раз находились в Казахстане и посещали местные студии, знакомились ближе с нашими художниками.
Салима: Одной из наших главных целей было привлечь внимание западных музеев, так как мы и галерея намерены продвигать казахстанских художников как и у нас, так и за границей. Нам очень повезло, что мы успели запуститься до пандемии коронавируса. Открытие прошло успешно и выставка проработала две недели. А потом все галереи в Нью-Йорке были вынуждены остановить работу. Кстати, во время карантина нашу выставку «Новые Мифологии Центральной Азии» можно посмотреть онлайн, нажав здесь.
Расскажите о выставке. Почему она называется «Новые Мифологии Центральной Азии»?
Салима: Выставка предлагает посмотреть на Центральную Азию глазами трех ее жительниц — талантливых художниц Сауле Дюсенбиной, Диляры Каиповой и Азизы Шаденовой. Они создают ее новую мифологию, переплетая свои культурные корни со взглядами на феминизм, урбанизм и экологию. Они делают это с творческой уверенностью и долей иронии, опираясь на орнаментальные и текстильные традиции своего региона и отдавая дань русскому авангарду, который глубоко повлиял на развитие художественной культуры Центральной Азии.
Жанна: В настоящий момент искусство из Центральной Азии вызывает на мировом арт-рынке неподдельный интерес, и эта тенденция будет продолжаться. Кроме того, на первый план сейчас выступили женщины в искусстве. Работы Азизы, Диляры и Сауле переписывают историю искусства, сложенную по западным канонам – так, чтобы в ней нашлось место и для художниц из Азии.
Расскажите о художницах. Кто они?
Салима: Сауле Дюсенбина – казахская мультимедийная художница с необычным взглядом на историю западного искусства и умением иронично вплетать в нее элементы центрально-азиатской культуры, женщин-художниц и себя саму. В своих картинах, принтах, анимациях она рассуждает о феминизме, урбанизме, идентичности народов Центральной Азии и роли художника, опираясь на свои культурные корни. Сауле сочетает в своих работах казахские образы (скакуны, беркутчи, бараньи рога) с символами современной массовой культуры (логотипы Chanel, мячи для гольфа, знаковая архитектура).
Жанна: Узбекская художница, Диляра Каипова, работает с узбекским текстилем, возрождает его многовековые традиции, возвращает ему актуальность и вплетает его в разговор о социально-культурных и экологических вопросах региона. Творчество художницы лежит на пересечении народного ремесла и современности. Она разрабатывает оригинальные узоры и вместе с мастерами из Ферганской долины создает ткани в технике икат, внедряя символы западной поп-культуры — Бэтмена, Дарта Вейдера, Микки Мауса, узнаваемую маску из фильма «Крик» в традиционную узбекскую технику ткачества. Художница рассуждает о том, какими путями культурные знания разносятся по миру.
Салима: Азиза Шаденова – казахская художница, выросшая в Кыргызстане и Узбекистане. Она работает на стыке разных медиумов: живописи, видео, фотографии, скульптуры, перфоманса. В своих картинах Азиза размышляет о том, как советизация Центральной Азии в 20-30-е годы повлияла на живших в этом регионе женщин. Образы в работах Шаденовой противоречивы: ее героини молчаливо наблюдают за происходящим, но при этом жаждут свободы.
Какие у вас планы на будущее?
Жанна: Наша цель — долгосрочное сотрудничество с галереей Sapar Contemporary и развитие арт-индустрии на постсоветском пространстве. Мы будем работать над тем, чтобы разнообразить состав частных коллекций, как иностранных так и казахстанских, и значимых для индустрии музеев предметами современного искусства наших художников. Также в наших планах дальнейшее кураторство и организация выставок в Казахстане и за его пределами.
Автор. Harper’s BAZAAR Kazakhstan. Фото предоставлены героинями.