Кеннеди Янко, одна из самых экстраординарных молодых художниц Нью-Йорка, о сварке металла, феномене пластичности восприятия и алматинской белке.
Кеннеди Янко – эффектная молодая женщина с таким же эффектным бэкграундом. Она выступала в театре, работала персональным тренером и профессионально занималась бодибилдингом. Сегодня Кеннеди известна своими работами в традиционно мужской области художественного творчества (правда, ей категорически не нравятся такие сравнения), из найденных на свалках металлолома предметов она создает утонченные скульптуры. Их назначение – заставить зрителя сомневаться в увиденном и таким образом вывести его на диалог о природе красоты и пластичности восприятия. Кеннеди Янко рассказала BAZAAR Kazakhstan о том, как понять ее работы, что такое «шкура из краски» и во что бы она «одела» знаменитую алматинскую белку.
Когда ты решила связать свою жизнь с искусством?
Искусство всегда было частью моей жизни. Я брала уроки акварели у 80-летних леди, когда мне было 6 лет, а в 13 – уроки рисования в местном колледже с моим отцом. Другого варианта никогда не было, мне всегда нужно было создавать.
Почему ты перешла к скульптурным формам?
Я работаю с металлом только 3 года. До этого 12 лет занималась живописью. Сначала меня восхищало то, как разлитая краска разрушает холст. В один из таких моментов я почувствовала необходимость снять краску с холста и сделать то, что я называю «шкурой из краски». Также в качестве «холста» для меня выступала резина: я использовала свое тело для придания этой резине необычных форм. Чтобы двигаться дальше, мне нужен был новый материал. По соседству с моей студией есть металлургический завод. Однажды я просто зашла туда и попросила местных ребят научить работе с металлом. Как его сгибать, резать, научить сварке. Сейчас мне нравится играть с материалами, с краской и металлом. Это бросает вызов представлениям людей о том, на что они смотрят, – они не знают, тяжелый это материал или легкий, мягкий или твердый. Вы не поймете, о чем моя скульптура, если будете подходить к ней предвзято. Вы должны забыть свои знания о природе вещей. И находиться только здесь и сейчас.
Как ты это делаешь и где находишь материалы?
Повсюду. Каждый месяц я провожу достаточно много времени, собирая материалы, в основном на металлургических свалках и в заброшенных зданиях. Затем я скребу их, придаю им форму, занимаюсь сваркой, крашу. При этом я думаю о том, как моя будущая работа будет взаимодействовать с пространством.
Расскажи о своей текущей работе.
Отвечу немного окольным путем. Два года назад я назвалась бы живописцем, а теперь я представляюсь как скульптор. По сути я – междисциплинарный художник, так как в настоящее время работаю с металлом, найденными предметами (их поиск можно выделить в отдельный проект) и «шкурами из краски». В течение многих лет я искала способ подражать сущности краски – ее текучести, форме и текстуре – с помощью другого материала. Я хотела чего-то более устойчивого, но столь же податливого.
В феврале 2019 года я дебютировала с первой бронзовой «шкурой из краски» в рамках своего шоу HighlyWorked в нью-йоркской Denny Dimin Gallery, а следом сделала «шкуры из стекловолокна» для скульптуры «Три пути» – моего первого детища, выставленного под открытым небом – на аллее в Новом Орлеане. Таким образом, моя текущая работа заключается в расширении моей практики в направлениях, которые бросают вызов тому, что я знаю, и которые заставляют меня учиться. Я все время пытаюсь открыть новые способы ощущения и, соответственно, видения.
В Алматы есть двенадцатиметровая скульптура белки. К Новому году ее хотят одеть в праздничную одежду. Среди предложенных «луков» – металл и войлок с традиционным казахским орнаментом, граффити, радужные полоски, красные яблоки. За какой вариант проголосуешь ты?
Конечно же, я выбираю радужный наряд.
Интервью. Лариса Азанова. Фото предоставлены героиней.