Flower рower как явление зародилось в эпоху антивоенных протестов 1960-х и с тех пор стало неотъемлемой частью содержимого гардеробов. Впрочем, традиция перенесения цветочных декоров на одежду была известна человечеству с незапамятных времен.
Текст: КАТЕРИНА МИЛОСЛАВСКАЯ KATERINA MILOSLAVSKAYA
Роскошные японские шелка с тончайшими цветочными мотивами стали экспортироваться в Европу в XVIII веке, и этот принт завоевал небывалую популярность у французских и английских аристократов. Это было время расцвета стиля рококо, в моду вошли богато декорированные туалеты, и яркий цветочный орнамент подходил для этого как нельзя лучше.
В XIX веке англичанка Анна Мария Гартуэйт, которая профессионально занималась рукоделием, создала множество канонических цветочных узоров для шелковых тканей, сформировав так называемый английский стиль. Продолжила ее традиции основанная в середине XIX века в Англии текстильная компания Liberty, по названию которой позже стали именовать все цветочные ткани. На волне всеобщей эмансипации в начале ХХ века произошло резкое падение популярности тканей «либерти». А в 40-е годы суровое военное время заставило на время забыть про романтизм.
Легкомысленным цветочным мотивам было совсем не место в гардеробах того времени. Одним из самых знаковых событий в жизни цветочного принта в ХХ веке стало появление в 1966 году легендарного рисунка «флора» от Gucci. Этот принт украсил шелковый платок, который был создан специально для Грейс Келли.
В начале 60-х Оскар де ла Рента и Лаура Эшли подхватили тенденцию, объединяя эстетическую цель с социальной подоплекой. Это была эпоха, когда цветы стали символом мира и протеста против войны во Вьетнаме. Эстафету внедрения символики цветов в моду подхватила Vivienne Westwood, создававшая пикантные и провокационные образы с активистским подтекстом – уже в тот момент дизайнер много и активно говорила об экологии и женских правах. Цветок был для нее символом фертильности и деторождения, а этот период как раз совпал с правлением консервативной партии Маргарет Тэтчер.
Сегодня символика и эстетика цветочного принта стали гораздо более широкими и многогранными. Это может быть данью эпохе ар-деко, как в работах Dries Van Noten, который использует цветы как средство исследования разнообразных артизанальных техник. Британский дизайнер Эрдем Моралиоглу использует цветы по прямому назначению, обращаясь к британским традициям рукоделия тканого производства, о котором мы говорили чуть выше. Бренды вроде Undercover и Balenciaga выворачивают наизнанку эстетику цветка, превращая нечто дефолтно прекрасное в объект отторжения. Ядовитыми и животно сексуальными представляются антуриумы и Loewe и Ludovic de Saint Sernin. Поэтому однозначной трактовки цветочных мотивов сегодня быть не может, но в этом заключается интрига этого декоративного элемента – многогранного и многослойного.
Фото. Пресс-офисы марок.