Британская актриса Джессика Ганнинг чувствовала, что сериал «Олененок» найдет отклик у зрителей из разных слоев общества. Но за четыре недели с момента своего дебюта проект Netflix стал неожиданным культурным феноменом, возглавив телевизионные чарты потокового гиганта в более чем 70 странах и, по некоторым данным, набрав более 224,2 миллиона часов просмотра.
Сериал «Олененок» появился в результате травмирующего опыта создателя, сценариста и исполнительного продюсера Ричарда Гэдда, которого преследовала сорокалетняя женщина, часто посещавшая паб, где он работал. В семисерийном шоу Гэдд играет Донни Данна, комика, работающего барменом, который однажды предлагает чашку чая бывшему адвокату по имени Марта (ее роль исполнила Джессика Ганнинг).
То, что начинается как простой акт доброты, быстро перерастает в одностороннюю одержимость: Марта регулярно появляется на работе Донни, участвует в комедийных шоу и изводит его шквалом электронных писем, голосовых сообщений и посланий в социальных сетях. Пытаясь помешать своей сталкерше сеять хаос в его повседневной жизни, Донни начинает встречаться с трансгендерной женщиной по имени Тери (Нава Мау). Данн также пытается смириться с актом насилия, которое он пережил несколько лет назад со стороны Дэрриена О’Коннора (Том Гудман-Хилл). Известный тележурналист предлагает Донни стать его наставником и при этом неоднократно накачивает его наркотиками и подвергает сексуальному насилию.
«Думаю, что это одна из лучших вещей, которые я когда-либо читала», — рассказала Ганнинг Harper’s BAZAAR US о сценарии «Олененка» во время недавней поездки в Лос-Анджелес и добавила:
«Думаю, ему удалось подарить Марте такой невероятный характер и такую удивительную динамику между ней и Донни. Что мне понравилось, так это то, что если прочесть верхнюю строку [истории] — женщина заходит в бар, получает чашку чая и в конечном итоге преследует этого парня, — то это просто не отражает того, насколько это было сложно и насколько честно [Гэдд] об этом рассказывает».
Ганнинг, по ее собственному признанию, хотела помочь поведать историю Гэдда большую часть последнего десятилетия. Она посмотрела шоу комика Monkey See Monkey Do, получившее в 2016 году Эдинбургскую комедийную премию: в нем Гэдд подробно описал опыт сексуального насилия, который лежит в основе душераздирающего четвертого эпизода сериала. Когда в 2019 году состоялась премьера моноспектакля «Олененок», Ганнинг не смогла достать на него билет, поэтому просто купила копию текста. Несколько лет спустя, когда пришло время прослушивания на роль Марты, она ухватилась за возможность придать неожиданную глубину женщине, которая легко могла показаться одномерной.
«Я играю уже около 17 лет и могу честно сказать, что никогда раньше не встречала подобных ролей», — говорит Ганнинг, которая большую часть своей карьеры играла комических персонажей.
«Я не знаю, понадобится ли еще 17 лет, чтобы такая роль появилась снова. Я не думаю, что будет [еще одна подобная роль], правда».
Джессика Ганнинг рассказала про свой подход к воплощению роли сталкерши и про то, что, по ее мнению, Донни и Марта видят друг в друге. Актриса также объяснила, что связывает героев, а еще поделилась тем, что она думает о растущих спекуляциях вокруг реальных людей, которые стали прототипами персонажей.
Эта история рассказана полностью с точки зрения Ричарда Гэдда, и хотя он испытывает огромное сочувствие к Марте, сериал «Олененок» по-прежнему проходит только через его призму. Какую конкретную предысторию вы для себя установили, чтобы лучше понять Марту и то, что она видит в Донни?
Мои подсказки были в сценарии. Я не изображаю персонажа, а, скорее, делаю интерпретацию Марты. Поэтому я придумала некоторые вещи здесь и там, чтобы придать смысл определенным моментам истории. Но я думаю, что последнее голосовое сообщение, которое Марта оставляет Донни, показывает, почему он для нее был таким особенным, почему она чувствовала себя в безопасности рядом с ним. Данн напоминает ей детскую игрушку, в которой она находила спокойствие, поэтому думаю, что в этом есть что-то очень трогательное. Это то, к чему я всегда возвращалась, чтобы попытаться найти суть персонажа.
Я также представила, каково быть женщиной, которая ездит по миру, как Марта, и которую большую часть времени игнорируют. Попыталась понять, каково это, когда молодой парень время от времени флиртует с тобой, проявляет к тебе некоторый интерес и говорит что-то вроде: «О, я уверен, у тебя отличные званые обеды». Раньше я просто представляла, что бы он почувствовал, увидев ее.
Но она также проницательный персонаж. Она видит в нем то, чего не видят многие другие. Она даже спрашивает: «С тобой что-то случилось? Кто-то тебя обидел?». Я думаю, именно это их так быстро сближает. Это два одиноких, потерянных человека, которые находят друг друга в тот момент своей жизни, когда они действительно нужны друг другу. Я думаю, именно это так увлекательно в этой истории.
В первом эпизоде Марта говорит Донни: «Тебе когда-нибудь хотелось расстегнуть молнию на людях и залезть внутрь них?». Вам было бы так легко разыграть абсурдность того момента, но вы произнесли эти строки так серьезно, что казалось, что они исходят из реального желания связаться с Донни.
Вы на самом деле напомнили мне, как я проходила через очереди на прослушивании и мне пришлось сыграть на них именно эту сцену с молнией. До этого момента я сказала [своему другу]: «Боже мой, это моя любимая сцена. Она кажется мне такой эмоциональной. Это просто разбивает мне сердце. Обожаю ее». Я ни в коем случае не думала, что это было безумием (в контексте шоу). Полагаю, это на самом деле так мило. Ей хочется укрыться внутри него и чувствовать себя в безопасности.
Я действительно никогда не видела в ней сумасшедшей стороны. Я думаю, было бы ошибкой играть эту ипостась, потому что, с ее точки зрения, то, что она говорит, на самом деле правильно. Полагаю, что вместе с Вероникой [Тофильской], нашим блестящим режиссером, я бы следила за тем, чтобы мы были на одной волне с точки зрения того, что происходило по мнению Марты. Потому что, как только вы попадаете в область, где вы говорите: «Хорошо, мне нужно сыграть это по-настоящему страшно», я думаю, вы полностью теряете персонажа. Намерения Марты всегда были хорошими по отношению к Донни, но они также были бы восприняты потенциально более пугающими [чем она намеревалась] или вовсе зловещими.
В определенный момент сериала Донни изо всех сил старается избежать личного общения с Мартой, но в конце концов она получает номера телефонов родителей Донни, а затем и его собственный номер и начинает оставлять всевозможные угрожающие голосовые сообщения. Сколько времени вам потребовалось, чтобы записать различные послания, которые мы слышим в сериале?
Примерно через шесть месяцев после окончания съемок мы пошли и записали голосовые сообщения в студии: это является частью процесса постпродакшена. Я записала несколько голосовых на свой телефон и отправила их во время съемок, чтобы Ричард мог их воспроизвести или прослушать в наушниках. Это должно было помочь ему вжиться в роль без закадрового голоса. Но потом нам пришлось их все переделывать для шоу.
Полагаю, нам потребовалось два или три дня, чтобы завершить все это. Вероника бывала там, а иногда и Ричард, они хотели просто убедиться, что мы уловили тон каждого из героев. [Сообщения] меняют настроение и исчезают, и существует так много разных категорий, поэтому мы постарались объединить их вместе, насколько это было возможно. На самом деле последнее голосовое, которое мы когда-либо записывали в студии, стало заключительным сообщением, так что это было своего рода прощание. Тот день был очень эмоциональным.
В финальном эпизоде Марта признает себя виновной в преследовании Донни и его родителей. Заключительный кадр, в котором Донни и Марта в последний раз встречаются взглядами, когда ее выводят из зала суда, особенно запомнился.
На самом деле это была последняя сцена, в которой я снималась. Все они сняты не по порядку, поэтому довольно редко ваш прощальный день одновременно является и финальной сценой, поэтому это был особенный момент. На самом деле я не ожидала, что буду настолько эмоциональной, как в этой сцене. Думаю, меня осенило, как много Марте потребовалось сил, когда судья спросил ее: «Признаете ли вы себя виновной?». В эту секунду каждый ее инстинкт, вероятно, хотел бы ответить: «Нет», но тот факт, что она [признает свою вину], звучит почти как ее извинение.
Помню первый день, когда я получила сценарий. Когда я его прочитала, у меня просто комок подступил к горлу, потому что это не пугающий момент [каким Гэдд описал его в сценарии], это всего лишь история о двух потерянных людях. Никакой победы там нет. Он не смотрит, как ее выводят, и говорит: «Да! Снимайте ее!». Ему ее так жаль. А затем был тот момент в баре, когда Донни понимает, почему она назвала его «олененком», — думаю, это еще больше разбивает ему сердце.
Есть несколько объяснений, почему Донни ломается перед барменом в финальной сцене. Какова была ваша интерпретация?
Думаю, Ричард так умно написал этот момент только потому, что он напоминает нам, что в первый раз, когда мы встречаем Марту, она явно тоже переживает о чем-то. Он говорит голосом за кадром: «Жалость — это первое, что я почувствовал, когда увидел ее». Но с моей точки зрения, тот момент с барменом и Донни после прослушивания голосового сообщения — это способ Донни показать, насколько хорошо он понимает Марту. Этот акт доброты, когда кто-то находится в упадке сил, как он в этой финальной сцене, может дать вам чувство надежды, которого вы не ждете. И я думаю, что именно это и произошло, когда Марта встретила его. Она почувствовала надежду и увидела это впервые, и я думаю, что [концовка] так прекрасно отражает эту [вступительную сцену]. Думаю, что это такой умный способ закончить шоу.
Сериал «Олененок» стал хитом сарафанного радио с момента его дебюта в прошлом месяце. Какова была ваша реакция на шоу?
Когда я впервые посмотрела сериал «Олененок» полностью, я определенно знала, что люди, которые это увидят, что-то почувствуют, отреагируют, подумают и расскажут об этом. Но я не думаю, что кто-то из нас догадывался, что это произойдет так быстро и феноменально. И Ричард, и я совершенно шокированы и взволнованы такой реакцией. Очень редко случается, что ты участвуешь в шоу, находящих такой отклик. К Ричарду обращалось так много людей, чтобы рассказать, как они боролись со своим одиночеством, когда что-то происходило в их собственной жизни, и что после просмотра четвертого эпизода (в котором показано, как Донни неоднократно подвергался сексуальному насилию со стороны своего бывшего наставника), они чувствуют себя менее потерянными. А некоторые даже решили обратиться за помощью. Я просто думаю, что это невероятно — быть частью шоу, которое делает такое.
В то же время некоторые зрители, кажется, одержимы личностями, ставшими прототипами героев сериала, а некоторые даже пытались отыскать реальных людей. Что вы думаете об этом?
Я прекрасно понимаю, почему они увлеклись героями. Сегодня люди одержимы правдивыми историями, и я осознаю, почему они хотят увидеть, узнать, о ком на самом деле эти сериалы. Но это жизнь Ричарда, рассказанная с точки зрения Донни. Как человек, переживший сексуальное насилие, как человек, у которого был преследователь, ему разрешено повествовать эту историю, не касаясь реальных людей. Это его версия, и ее следует воспринимать в некотором смысле такой, какая она есть.
В сериале так много тем, и самая большая из них, с которой я связана, — это тема травмы на протяжении всего проекта. Ричард Гэдд написал этих персонажей, и каждый из них явно пережил какую-то травму. Я думаю, это показывает, что люди действительно жаждут запутанных и сложных историй. Они не хотят, чтобы в конце все было аккуратно и красиво связано. Я думаю, именно это и удалось в этом сериале: Ричард был очень правдив и честен в своих ошибках, но ему также удалось создать что-то, что действительно считается произведением искусства. Надеюсь, люди примут сериал «Олененок» таким, какой он есть, и не будут относиться к персонажам как к реальным людям.
И теперь это произведение искусства включило всех вас в шорт-лист номинантов на «Эмми».
Если бы вы сказали мне два года назад, что мы вообще говорим о таких вещах, как «Эмми», я бы в это не поверила. Я не знала, что шоу будет иметь такое влияние, поэтому даже обсуждать это — настоящая честь. Даже мысль о том, что проект будет номинирован, просто блестящая. Я так горжусь тем, что стала частью сериала, горжусь Ричардом и рада, что так много людей говорят об этом.
Автор. Макс Гао. Перевод. Мария Бурлака. Источник заглавного фото. Shuttestock. Автор. Loredana Sangiuliano.