×
Понравилась эта статья?
Больше интересного
в Facebook – подпишись!
Harper’s BAZAAR Kazakhstan
18+

Арт хаус: интервью с ведущим менеджером арт- и образовательных программ Astana EXPO 2017 Джамилей Нуркалиевой

Astana EXPO 2017

10 июня на территории Всемирной выставки Astana EXPO 2017 открылся первый в Казахстане Центр современного искусства – Astana Contemporary Art Center. В течение всего лета в новом пространстве проходит выставка Artists & Robots Объединения Национальных музеев Франции и Большого Дворца и ведутся интерактивные программы московского Музея современного искусства «Гараж». Мы расспросили ведущего менеджера арт- и образовательных программ Astana EXPO 2017 Джамилю Нуркалиеву о том, для кого и зачем создан Центр, как он устроен, и почему его непременно стоит посетить.

Джамиля, расскажите о том, как закладывался фундамент культурной программы Astana EXPO 2017, и кто участвовал в ее формировании?

До начала работы над проектом мы подали заявку, на основе которой получили право провести международную выставку. Там было прописано, каким должно быть само мероприятие, а каким – его наполнение, поэтому, принимая решения совместно с руководящим составом экспертной программы, мы основывались на этом документе. В Казахстане культурно-развлекательная программа Astana EXPO 2017 действительно хорошо продумана и рассчитана на разные аудитории: здесь есть и мероприятия для общего восприятия, и более специализированная часть. Наша команда работала над Центром современного искусства Astana Contemporary Art Center, и мы выполнили его основные задачи – здесь посетители могут и развлечься, и получить новые знания. Это место, куда люди приходят приятно провести время и увидеть что-то новое.

Сейчас в столичном арт-центре идут выставки двух крупных культурных организаций – Объединения Национальных музеев Франции и Большого Дворца (Гран-Пале) и Музея современного искусства «Гараж». Почему ваш выбор пал именно на эти институции?

«Гараж» – это уникальный современный музей, который живет разносторонней жизнью, делает невероятное количество проектов и обладает одной из лучших образовательных программ. Они находятся с нами в едином культурном и идеологическом контексте и работают на русском языке. А Гран-Пале – это музей, который специализируется на организации международных выставок. У них одинаково хорошо представлено и классическое, и современное искусство.

Вы рассматривали другие варианты?

Если бы мы располагали большим количеством времени, то привезли бы и третий, и четвертый музей, но для нас все сложилось наилучшим образом. Эти два музея прекрасно дополняют друг друга: выставка Гран-Пале будет открыта в арт-центре в течение всего лета, а программа музея «Гараж» постоянно меняется, у них ни одно мероприятие не повторяется дважды.

У меня сложилось впечатление, что программа рассчитана на осведомленного посетителя. Какие инструменты вы используете, чтобы донести идеи до неискушенной публики?

В арт-центре с каждым посетителем работают медиаторы. Это не просто экскурсоводы, которые рассказывают о художнике и его работах – медиаторы вступают в разговор с посетителем, интересуются его мнением. Дети общаются здесь с нашими педагогами, рисуют, рассматривают книги. Сегодня музей – это не то место, куда люди приходят исключительно за знаниями. В первую очередь, это место, куда хочется вернуться, поэтому любой человек может прийти сюда и просто отдохнуть.

  • Джамиля Нуркалиева, ведущий менеджер арт- и образовательных программ Astana EXPO 2017

  • Фото: Данил Потапов.

Расскажите подробнее о программе арт-центра. Что из мероприятий нужно обязательно посетить?

У нас есть общая программа, в которую входит выставка Гран-Пале Artists & Robots, показы документального кино и детские воркшопы. Все три месяца здесь проходят лекции известных искусствоведов, которые обсуждают с посетителями современное казахстанское, российское и зарубежное искусство. А 23 июля в арт-центре состоялась уникальная конференция по архитектуре модернизма.

Хочется узнать больше об этой инициативе. Почему данный вопрос актуален именно сейчас?

Архитектура модернизма – это исчезающий и совершенно неизученный жанр. Город Алматы сохранил много памятников той эпохи, и это факт. А музей «Гараж» как раз занимается исследованием этой темы и уже выпустил путеводитель по памятникам архитектуры модернизма в Москве. Второй частью этого исследования станет Алматы, и уже в 2018 году выйдет вторая часть путеводителя с фотоматериалами Юрия Пальмина. Кстати, выставку его фотографий в арт-центре очень интересно оттеняет футуристический пейзаж за окном.

Какие задачи стояли перед участниками?

Всем известно, что архитектура модернизма связана с идеологией, но, если убрать политику из этого контекста, остается исторический и художественный аспект, и именно с этой точки зрения этот вопрос был рассмотрен на конференции. Речь пойдет о сохранении архитектуры, ведь Казахстан интересен в силу своего уникального географического расположения и истории.

А в арт-центре будут представлены казахстанские художники?

С самого начала мы делали арт-центр для казахстанцев, ведь было бы неправильно рассчитывать на то, что иностранных гостей будет больше. Astana Contemporary Art Center – это пример того, что мы тоже способны создавать международные проекты и работать на высоком уровне. Сейчас мы показываем казахстанцам программу «Гаража» и Гран-Пале, а дальше будем функционировать, как Центр современного искусства Астаны.

Речь идет о чем-то конкретном?

Мы планируем оставить это пространство действующим центром современного искусства с программой, посвященной изучению новых идей и дискурсов в области современной культуры. Временные экспозиции закончатся, и я очень надеюсь, что мы продолжим свою работу на базе «Гаража» с людьми, у которых есть опыт проведения международных проектов.

  • Sculpture Factory, David Quayola

  • Re-Wired / Re-Mixed, Stelarc

Что вы думаете о состоянии современного искусства в Казахстане? Есть ли среди наших соотечественников художники, способные встать в один ряд со своими иностранными коллегами?

Перед тем, как начать готовиться к Astana EXPO 2017, нам нужно было провести одно мероприятие на международном уровне, чтобы предвосхитить программу и обозначить нас на карте мира. Тогда в Казахстан приехал куратор Гран-Пале, чтобы встретиться с местными художниками. Он видел много разных работ, посетил несколько студий, и был под большим впечатлением от работ Алмагуль Менлибаевой. Встретившись с ней в Брюсселе, он дал однозначный ответ, что Алмагуль – это большая находка, и они были бы счастливы представить ее работы в своем музее.

Некоторые художники отмечают, что им хотелось бы видеть большую заинтересованность государства в развитии искусства в Казахстане. Станет ли открытие арт-центра в Астане прорывом в данном направлении?

Я два года работаю в национальной компании и могу с уверенностью сказать, что расхожее мнение о том, что наше государство не заинтересовано развивать культуру и искусство, является ошибочным. Просто ни у кого нет ни сил, ни желания этим заниматься. Мы построили арт-центр в самом центре столицы, разве это не доказательство того, что все возможно? Все были только рады поддерживать нас и участвовать в создании мероприятия такого уровня. Настоящая проблема кроется в коммуникации – никто не хочет донести до лиц, принимающих решения, что развивать современное искусство – это важно и престижно, а работа в этом направлении является одним из основных признаков развитого общества. Для этого нужно обладать настойчивостью и очень много работать. Только в этом случае будет результат.


Фото: Данил Потапов / Danil Potapov.

Интервью: Жанна Мустафина / Zhanna Mustafina.

Макияж и прическа: Нургуль Молдабекова и Расмия Ахмедова @ Dessange Astana.

Впервые материал появился в журнале Harper’s BAZAAR Kazakhstan — июль-август 2017.

← Нажмите "Нравится" и читайте нас в Facebook

Закрыть через: