Можно не понимать и не любить балет и вообще быть далеким от искусства. Но есть шедевры, которые стыдно не знать. От Щелкунчика до Болеро – редакция BAZAAR Kazakhstan предлагает вспомнить произведения, вошедшие в историю.

«Лебединое Озеро»

Лебединое озеро

Произведение на музыку Петра Ильича Чайковского рассказывает историю любви принца Зигфрида и Одетты. Жертва колдуна, Одетта, обречена жить в теле белого лебедя при свете дня. А ночью она снова превращается в девушку.

Благодаря франко-российскому балетмейстеру Мариусу Петипа, творение Чайковского обрело огромный успех. «Лебединое озеро» стало ключевым моментом в карьерах многих великих звезд балета. Например, Марго Фонтейн или Майи Плиссецкой. В период с 1910 по 2019 год мир увидел более двадцати различных адаптаций. Балет ставили в разных уголках мира – от Парижа до Гаваны. Однако самой популярной является версия хореографа Рудольфа Нуриева, представленная в 1984 году на сцене Парижской оперы.

«Щелкунчик»

Щелкунчик

Еще одно творение Чайковского впервые было представлено в Мариинском театре Санкт-Петербурга в 1892 году. Балет вдохновлен сказкой Эрнста Гофмана, которую адаптировал Александр Дюма. Во время празднования Рождества юная Клара получает от своего дяди игрушку-щелкунчика. Ночью игрушка магическим образом превращается в принца.

Первым Щелкунчика изобразил русский балетмейстер Лев Иванов. Роль Щелкунчика также исполняли Джордж Баланчин, Рудольф Нуриев и Морис Бежар.

«Болеро»

Балет Болеро

Морис Равель подарил миру Болеро по просьбе своей близкой подруги и мецената в одном лице – танцовщицы Иды Рубинштейн. В 1927 году она поручила композитору создать музыку для «балета с характером». Танцовщица хотела, чтобы в музыке чувствовались веяния Испании. Равель написал экспериментальное произведение, состоящее из трех частей. И представил его в Национальном театре Парижской оперы. Премьера имела оглушительный успех. Спустя много лет Марсель Равель скажет: «За свою жизнь я написал только один шедевр. Болеро.»

«Весна священная»

Балет Весна священная

Великий русский композитор Игорь Стравинский известен своим оригинальным видением классического балета. Весна священная была представлена на сцене Театра Елисейских Полей в Париже в 1913 году. Балет ставил Вацлав Нижинский. Критики и зрители посчитали произведение слишком скандальным. Все из-за сцены жертвоприношения девушки и обряда празднования прихода весны. Подобное повергло любителей балета в шок. Последующей реакции не ожидал никто. Зрители свистели, кричали, Стравинский прятался за кулисами… Спустя время, гений Стравинского был признан. А Весна священная по сей день является настоящей легендой балетного искусства.

«Ромео и Джульетта»

Балет Ромео и Джульетта

Во первой половине ХХ века про просьбе Мариинского театра в Санкт-Петербурге композитор Сергей Прокофьев представил произведение, вдохновленное знаменитой пьесой Уильяма Шекспира. Мариинский театр отказался ставить постановку, и в 1934 году за нее взялся Большой театр. Уже через год в отказ пошли танцоры, сказав, что балет невозможно исполнить из-за его сложности. В конце концов, в 1938 году после множества преобразований партитур и технических аспектов танца балет Ромео и Джульетта все-таки увидел свет. В 1965 году Ромео и Джульетту поставил британский балетмейстер и хореограф Кеннет Макмиланн. Главные роли исполнили Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев. Зал был в восторге: овации длились 43 минуты.


Автор. Малика Рустам x Harper’s BAZAAR.

Поделиться: