Сложно сказать, когда именно это началось, но однажды на почту пришла буханка хлеба. Это была не просто булка. Это было приглашение на показ предприимчивого красавчика француза Симона Порта Жакмюс, который повысить осведомленность о своем бренде во время мужской Недели моды в Париже. Счастливчикам, получившим приглашение на мероприятии, досталась и другая еда. На самом показе.
Jacquemus – не первый и не последний, кто выделил свою коллекцию с помощью еды.
Симон Роша в течение двух лет тесно сотрудничает с концептуальным дизайнером Лайлой Гохар. Ее сюрреалистические иллюстрации известны многим как олицетворение движения food-as-fashion (с англ. – «мода как еда»). У Гохар нет кулинарного образования. Но это не помешало ей по праву называться звездой этого дела, иметь более 100К подписчиков и постить фотографии с обложек журналов в своем Инстаграм.
Эфемерная природа еды – это и есть часть очарования. В сентябре 2016 года нью-йоркский бренд Maryam Nassir Zadeh тоже использовала этот прием. Дизайнер просила моделей и гостей показа кидать и давить фрукты, которые были искусно размещены вдоль банкетных столов. Это было очень грязно! В самом прямом смысле этого слова. Были измазаны платья, побита посуда, но гостям понравилось принимать участие в таком спонтанном действии. Реконцептуализация еды – это то, что делает мероприятия вроде этого интересными. «Я люблю брать еду из ресторана и класть ее туда, где ей не место», – говорит знаменитый шеф-повар Джен Монро. «Я люблю играть с едой и люблю представлять, что еда, приготовленная мной, делает с людьми».
Мы все любим вкусно поесть.
Дизайнеры сегодня предлагают делать это в соответствии с их мудбордом. Это больше практическое расширение, чем дополнение к коллекции. «Когда я готовлю для кого-то блюдо, я хочу, чтобы оно было отражением их образа жизни», – говорит Камилла Бессера, шеф-повар, широко известная как пионер здорового и модного питания. (читайте, боулы со злаками и яркие питательные тоники). «Эстетика в моей работе играет немаловажную роль. Еда должна красиво выглядеть, быть вкусной и оставлять приятные ощущения после трапезы. Здесь важен весь процесс», – говорит она.
Клэр Олшан, основатель дизайнерского бутика FiveStory, оказалась на шаг впереди остальных. В прошлом году она запустила линейку здоровых перекусов Dada Daily, вдохновившись арт-движением Dad. По ее словам она «хотела построить мост между наслаждением, которое люди получают от искусства, дизайном и модой, и удовольствием быть здоровым».
Не стоит забывать и про модные места общепита. Например, в Милане Миучча Прада открыла Bar Luce – кафе, интерьер которого выполнен в пастельных оттенках со столами, созданными Уэсом Андерсоно. Ральф Лоран владеет баром в Нью-Йорке. В Париже есть Жакмюс и Café Citron.
Но мало кто станет утверждать, что нетрадиционное отношение к еде в моде – это что-то новое.
Еще в 1970-х годах Ирвин Пенн сломал все рамки. Он сфотографировал ингредиенты для салата для известного американского журнала о моде. Есть многочисленные последующие редакционные выпуски с едой в центре внимания. Например, съемка Карин Ройтфельд с Евой Герциговой под названием «Мясник» или фотографии Кристал Ренн со спагетти в 2010 году. Дизайнеры давно используют еду на показах и на красной дорожке. Примером могут послужить лобстер Schiaparelli, платье из мяса Леди Гаги на MTV Video Music Awards 2010 и «фастфудная» коллекция Moschino пятилетней давности.
Разница в том, что теперь зрители участвуют в физическом акте пережевывания и переваривания пищи. Проще говоря, дни когда мы смотрели на союз еды и моды, остались позади. Теперь мода делает пирожные, и у нас появился аппетит.
Автор. Камшат Ержанова.