Эко-мода как новое веяние современности, глазами и словами редактора BAZAAR Kazakhstan.

Мода на экологию, а как следствие – и на экологичную моду, вошла в поп-культуру вместе с рекламными кампаниями Стеллы Маккартни, отказом от использования натурального меха (кто бы мог подумать 10 лет назад, что в ряды fur-free войдут Дома Gucci и Versace) и широкой популяризацией секонд-хендов.

Все больше образованных людей задумываются о разделении мусора и обращают внимание на то, что написано на этикетке товара. И эта тенденция не собирается сдавать обороты. Не зря же в начале года в британском Музее Виктории и Альберта открылась первая в его истории выставка, посвященная отношениям между природой и модой. Ее цель – заставить посетителей задуматься о том, из чего сделана одежда, которую они носят. И, кто знает, пересмотреть свое отношение к, так называемой, «быстрой моде» (от англ. fast fashion, обновление ассортимента несколько раз в сезон – HB).

Почетное место на выставке занимают работы Стеллы Маккартни.

Британский дизайнер и известная экоактивистка с момента запуска собственной марки делает ставку на переработанные материалы. В ее арсенале – шелк, созданный из ферментированных дрожжей, органический хлопок и переработанный полиэстер. Однажды дизайнер даже провела съемку рекламной кампании на свалке в Шотландии. На сайте Stella McCartney есть справка о том, что с нынешним темпом загрязнения океана к 2050 году в воде будет больше пластика, чем рыбы, а миссия бренда так и звучит. «Мы – агенты перемен. Мы готовы бросить вызов самим себе и делать люксовые товары таким образом, чтобы не вредить окружающему миру: такому, какой он есть сейчас, и такому, какой он будет в будущем. Никаких компромиссов».

Спасение утопающих
Кадр из рекламной кампании Stella McCartney, осень-зима 2017/18.

Такую бескомпромиссность с финансовой точки зрения могут позволить себе немногие компании (а значит – и потребители). Однако и среди экобрендов есть более бюджетные варианты. Например, испанская марка Ecoalf, которая создает обувь из переработанного пластика со дна океана. Или французский лейбл Veja, который делает кроссовки из вторичного хлопка, полиэфира и дикого каучука. А американский проект Crop-A-Porter использует в качестве сырья остатки урожая продовольственных культур.

Следуют тенденции и марки масс-маркета.

Шведский гигант ритейла Hennes & Mauritz (H&M), например, в течение семи лет выпускает коллекции Conscious Exclusive, сделанные из переработанного мусора. В этом году, помимо вторичного полиэстера и серебра, компания сделала часть вещей из регенерированного волокна рыболовных сетей. «Инновации в сфере экологичных материалов не перестают нас удивлять. Переработанное серебро получают из бывшего в употреблении металла с минимальным воздействием на окружающую среду, а материал Econyl® — это на 100% регенерированное волокно, полученное из нейлоновых отходов, что способствует очищению океанических вод», – говорит Анн-Софи Йоханссон, креативный консультант H&M. Кроме того, представители компании заявляют, что более 20% материалов производятся из экологически устойчивого сырья. А к 2020 году обещают сделать весь хлопок, используемый в производстве, экодружелюбным.

В начале года исследование консалтинговой группы Quantis показало, что 8% общемировых выбросов – это углекислый след от производства одежды и обуви. Для сравнения, это почти столько же, сколько страны Европейского Союза выбрасывают отходов во всех отраслях.  Меньше всего повезло обувной индустрии. Выбросы от производства сапог, босоножек и лодочек на шпильке составляют 60% от общей суммы, выбрасываемой всем ритейлом в мире. Причина очевидна. Практически любая пара обуви состоит из нескольких компонентов, а значит – хуже поддается переработке и сортировке после использования.

И все же тот факт, что эко-мода шаг за шагом превращается в новый тренд, не может не радовать.

Как и инициативы мировых знаменитостей. В 2017 году английская актриса Эмма Уотсон завела Instagram-аккаунт @the_press_tour, в котором делится с подписчиками любимыми экобрендами и лайфхаками о том, как поступить с избытком одежды. А лицами рекламных кампаний коллекции H&M Conscious Exclusive становятся известнейшие топ-модели современности. В прошлом году мы любовались русской красавицей Натальей Водяновой в плиссированном платье из пластиковых бутылок. А в этом – инициативу поддержала супермодель и основательница организации Every Mother Counts Кристи Тарлингтон. «Я горжусь тем, что стала частью кампании H&M Conscious Exclusive, – говорит она. – Мне нравится, что на свет появилась такая красивая экологичная модная одежда, и одновременно с этим мы повышаем осведомленность людей о том, что можно сделать для защиты нашей планеты».

Конечно, мы еще очень далеки от того, чтобы минимизировать вред, который приносим окружающей нас природе.

Здорово, что среди нас есть те, кто об этом задумывается. Недавно стала свидетелем разговора о том, что, несмотря на экологичные инициативы, масс-маркет по-прежнему приносит больше вреда, чем пользы, выпуская вещи, которые не проживут дольше одного сезона. А среднестатистический житель планеты в год потребляет более 11 кг одежды. Этот углеродный след специалисты оценивают в поездку дизельного автомобиля на расстояние 2400 км. Есть о чем задуматься, правда?

Пару месяцев назад я встретилась с одной из наших героинь.

В тот день на ней было платье из коллекции H&M Conscious Exclusive 2018. «Их так быстро разобрали, пришлось купить [платье] на размер больше», – поделилась она. Действительно ли она радеет за экологичную моду или поддалась модным тенденциям? Боюсь, это неизвестно даже ей. Но факт остается фактом. Скупать десятки вещей в любимом магазине – больше не модно. «А что теперь модно?» – спросите вы. Этим вопросом задалась и я и не преминула поднять его на обсуждение с коллегами. «Ходить в винтажные магазины и обмениваться имеющимися предметами одежды». Мне такой ответ кажется разумным.


Автор. Жанна Мустафина. Фото. Архивы пресс-офисов.

Поделиться: