О нашей талантливой соотечественнице, оперной певице Марии Мудряк, покорившей своим сопрано Италию и получившей приглашение в Высшую академию музыки города Милана в возрасте десяти лет, слышали все. Сейчас артистка живет в Милане и готовится к постановке по Моцарту Cosi fan tutte («Так поступают все женщины, или Школа влюбленных») в Театре им. Лучано Паваротти в Модене. Впереди еще концерт, посвященный столетию со дня смерти Пуччини в «Астана Опера», а также ее большой сольный концерт на родине. Галия Байжанова поговорила с певицей о творчестве, успехах и, конечно, о трудных временах.
Фото: ОКСАНА БАРАНЧИКОВА OKSANA BARANCHYKOVA
Стиль: МЕДИНА ГАДЖИ-ИСМАЙЛОВА MEDINA GADZHI-ISMAYLOVA
Интервью: ГАЛИЯ БАЙЖАНОВА GALIYA BAIZHANOVA
Мария, вы – гордость Казахстана, в десятке лучших молодых оперных певиц мира, а если бы вы не учились в Италии, достигли бы такого успеха?
Думаю, что нет. Раньше я считала, что 70 процентов успеха зависят от таланта, а 30 – от труда. Теперь же уверена, что в моем случае свое дело сделали ежедневная работа, правильное образование, тем более на родине оперы – в Италии, и обучение у мэтров итальянской школы, которых сейчас уже, к сожалению, практически нет – в силу времени они уходят из жизни.
Вы живете там уже 20 лет, ассимилировались с местным населением? Вы даже внешне похожи на итальянку…
В силу профессии я себя отождествляю с человеком мира, и все равно у меня очень сильная привязанность к родине. Да, как профессионал и как артистка я сформировалась в Италии, но мое сердце, моя душа всегда будет дома, в Казахстане.
Вы же ведь уже отработали «Болашак», некоторые на вашем месте, может, и прекратили бы поездки домой…
Это не про меня. Понимаете, родина – она как мама, ты же не можешь сказать, ну все, мам, спасибо, что вырастила и выучила, до свидания. Я очень люблю Казахстан, и меня там любят. У нас это абсолютно взаимно. Я всегда чувствую огромную поддержку от соотечественников – и когда приезжаю, и на расстоянии. Мне много пишут, земляки приходят на мои концерты по всему миру. Что касается программы «Болашак», то да, я ее полностью отработала, для этого мне понадобилось десять лет.
Когда собиралась на интервью с вами, одна знакомая сказала мне, что слышала вас вживую и вы довели ее до слез. А что для вас высший комплимент?
Именно это – искренние эмоции публики. Мне кажется, суть любого артиста – затронуть человеческую душу, поделиться эмоциями и через музыку великих композиторов нести добро в сердца людей.
Сюжеты большинства опер трагические, а их героини настоящие страдалицы – куртизанка Виолетта из «Травиаты» умирает от неизлечимой болезни, как и швея Мими из «Богемы», можно всех перебрать, но везде трагизм. Сложно ли вам играть женщин трудной судьбы, ведь вы по характеру совсем другая – легкая, жизнерадостная?
Оперы далеко не всегда трагические, в оперном искусстве довольно много произведений комического жанра, ими славится и Россини, и Моцарт, и другие. Другое дело, что мой голос больше подходит под лирические роли. Что касается соответствия моего голоса и характера, то я думаю, здесь это не главное, ведь речь о сцене, если артист – профессионал и он честен с публикой, то никаких проблем быть не должно.
Я к тому, что великая Мария Каллас, которую не давно сыграла Анджелина Джоли, и в жизни была несчастна, может, поэтому она могла передать всю драму и глубину чувств, а вы где берете эти эмоции?
Но ведь, чтобы быть хорошей певицей, совершенно не обязательно быть человеком трагической судьбы. Помимо отсутствия взаимной любви, как это было у Каллас, в жизни любого человека еще масса других сложностей. Они были у меня, они были у моих родителей и у моей семьи, я знаю, что такое боль. Я тоже переживала сложные моменты в своей жизни. Каллас была гениальной певицей, одной из лучших в нашем столетии, но ее гений заключался не только в ее драматическом жизненном опыте и не только в том, что она виртуозно владела своим голосом, а в том, что могла передать им эмоции. Это наивысший пилотаж.
Но как будто этим людям легче выразить эти эмоции? Или я ошибаюсь?
Думаю, что нет прямой зависимости, иначе бы все несчастные люди были бы гениями. Если говорить обо мне, то для меня быть счастливой – это труд. Да, кому-то легче быть несчастным, признать, что некрасивый, невезучий, больной, но я выбираю иной путь. В этом смысле для меня большой пример – моя мама, это самый оптимистичный и светлый человек, которого я только знаю. У нее была масса поводов для переживаний, но она на этом не зацикливалась, потому что она сильная духом и меня всегда воспитывала именно так.
А после определенных событий в моей жизни я поняла, что жизнь – она одна и нужно ценить ее и быть благодарным за каждый прожитый день. Работать над собой и бороться со своими слабостями. А позиция жертвы для меня это слабость.
Вы о том периоде, когда после ковида пережили инсульт? Как вы с этим справились?
Я долго об этом не говорила, но решила быть открытой с публикой: возможно, кто-то сейчас переживает такой же сложный опыт и это ему пригодится. В 2021 году я переболела ковидом, осложнением которого стал инсульт. Были проблемы с левой ногой и рукой, они меня просто не слушались, и это создавало определенные трудности. Для того чтобы петь и делать это на высоком уровне, как я привыкла, нужна хорошая физическая форма и сила.
Но вы решили бороться и идти дальше.
Да, ведь выбор был невелик – или все бросать, потому что я не привыкла делать что-то средне, либо взять себя в руки и начать работать. Я дала себе год на восстановление и сказала, что если я за это время добьюсь определенных результатов, восстановлю технику и все свои физические и моральные силы, то продолжу, если нет, то нет… Поэтому, стиснув зубы, я начала все заново.
Разрабатывала руку, занялась вязанием, вышиванием, снова села за фортепиано, свои когнитивные способности старалась улучшить через изучение языков, того же английского. Слава богу, сейчас я в очень хорошей форме, полностью восстановилась. И чувствую себя сильнее и выносливее, чем прежде.
В моменте от пандемии страдали все, но после многие вспоминают этот период тепло, ведь люди засели дома с близкими и наконец отдохнули. А у вас нет ностальгии по тому периоду?
Нет, хотя я так никогда не отдыхала за всю свою жизнь. Я даже не знала, что можно просто проснуться и ничего не делать. Это было странное ощущение, ведь я всегда много работала, была в разъездах на гастролях. А тут все театры закрыты, ты пропускаешь одну неделю – и уже теряешь вокальную форму… Я пересмотрела фильмы, прочитала множество книг, но возвращение в нормальный график было для меня большой радостью. Моя жизнь всегда была активной – музыка, выступления, общение с интересными людьми, этого мне не заменит никакой отдых.
«МИР ОПЕРНОГО ИСКУССТВА ОЧЕНЬ РАЗНООБРАЗЕН».
Оперная певица Галина Вишневская говорила, что с появлением доступных плееров великие оперные певцы канули в Лету, ведь молодые певцы, разучивая партии по записи, сами того не желая, воспроизводят то, что они уже слышали. Вы согласны с ней?
Не совсем. В искусстве не может быть быстрого результата, за каждым исполнением стоят десятки лет кропотливой ежедневной работы, пока ты готовишься, ты делаешь это произведение «своим». И конечно, «пение по пластинке» может навредить, потому что певец должен знать именно свой голос, свой инструмент и настроить его звучание. Это колоссальная работа, нужно много заниматься работать над техникой – эмиссией звука.
Записи других певцов помогают услышать разные оттенки, краски того или иного произведения – повторить в точности даже физически невозможно, ведь у каждого из нас особенный голос, это как отпечаток пальца, он не повторим в любом случае.
Сколько времени вам нужно, чтобы сделать произведение «своим»?
По-разному, для некоторых произведений требуется больше времени, вплоть до нескольких месяцев, но приходилось и за неделю готовить роль. Если же делать все как полагается, то не тороплюсь.
Сначала я тщательно разбираю материал. В любой роли два аспекта – музыкальный и литературный, и работать с каждым из них очень важно. Я много читаю, слушаю, думаю. Если моя героиня – исторический персонаж, я стараюсь изучить эпоху, в которой она жила, мне хочется понять ее как человека тех лет. Музыкальную часть я разбираю с первой до последней ноты, досконально изучаю там каждую запятую, всю динамику, все ритмические узоры. Потом я объединяю все свои разработки, «впеваю» роль и откладываю ее на месяц. Спустя это время
я возобновляю работу и с этим уже иду на сцену, где мы вместе с режиссерами и дирижерами приходим к итоговому результату.
КОЛЛЕКЦИЯ ВЫСОКОГО ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА BVLGARI
Что вам дало призовое место в «Опералии» – конкурсе, который лично курирует Пласидо Доминго?
Это один из самых престижных в мире конкурсов, очень значимый для оперных певцов, их могут увидеть представители оперного мира – директора театров, менеджеры и агенты. Я участвовала в нем, когда мне было лишь 22 года, и получила множество предложений о сотрудничестве.
После того как вы победили однажды у Доминго, вы потом поддерживали связь с мэтром? Как у вас все устроено?
Да, конечно, связь не теряем. Мир оперного искусства – это довольно дружелюбная сфера, мы общаемся с коллегами даже на расстоянии, помогаем друг другу, делимся своими открытиями и секретами, у нас нет зависти и нездоровой конкуренции.
Я больше следила за балетом, а закулисье там очень токсичное…
Соперничество у нас тоже есть, ведь сколько построено произведений вокруг этого чувства, но оно у нас не выходит за рамки. У нас нет такой токсичности, да и времена сейчас другие – театров, ролей и публики сейчас достаточно, всем хватит.
А может, это вы так воспринимаете как человек по своей природе светлый?
Может. Я открыта, дружелюбна, но мне кажется, у нас все такие. Сама я считаю, что нужно становиться лучше не кого-то, а лучше себя в прошлом сезоне.
Какой возраст для оперной певицы считается «золотым»?
Это индивидуально, высокие голоса формируются раньше, более плотные голоса позже. К 35-40 годам певица может находиться на пике своего творчества. Разумеется, она должна подойти к этому периоду с большим бэкграундом.
Что является вершиной творчества лично для вас?
Для меня это востребованность в профессии и максимальный профессионализм.
В этот момент в разговор пытается «вмешаться» белоснежная кошка Симона. «А вы знаете, что она у нас тоже казахстанка, настоящая карагандинка?» – говорит Мария.
Это ее вы подобрали на стоянке после аварии на зимней трассе?
Да, а это у нас итальянский парень!
Мария показывает своего черного пуделя Винчи.
Я нашла какую-то древнюю статью, и там у вас черный пудель по кличке Черкес и рыжий кот Сенька. А сейчас пуделя зовут на итальянский манер – Винчи, а котов тоже по-европейски – одна Симона, другой Цезарь.
Черкес – это была общая кличка для всех собак в доме у бабушки, сначала овчарка Черкес, а потом, когда у мамы появился свой пудель, его так же назвали. Но Винчи – итальянец и назван в честь Леонардо да Винчи. Если у меня концерт не на другом континенте, то я всегда его беру с собой, мы гастролируем вместе. Пока я выступаю, он сидит в гримерке, в театрах его все знают и очень любят.
«ХОЧЕТСЯ ЖИТЬ НОРМАЛЬНУЮ ЖИЗНЬ».
Я раньше думала, что оперные певицы должны обязательно быть комплекции Монсеррат Кабалье, слышала, что для большого голоса нужна и соответ ствующаяфигура, но вы такая изящная!
Спасибо. В нашем деле важна не столько комплекция, сколько хорошие мышцы и разработанное дыхание. Для возможности показать свой голос во всей красе нужно быть в хорошем физическом и музыкальном тонусе. У меня репетиции каждый день, также занимаюсь спортом. Если неделю не пою, могу потерять нужную форму, которую еще две-три недели нужно восстанавливать.
А вам не кажется, что социальные сети немного как бы убивают магию? Потому что, когда ты видишь, что артисты такие же люди, как и все, эта недосягаемость пропадает.
Я думала об этом, когда стала активно вести свою страницу в Instagram, но поняла, что мне не хочется создавать какой-то надуманный образ, мне хочется жить нормальную жизнь, ведь ценители моего творчества тоже не живут одним искусством.
«Жизнь ОДНА, и нужно ценить ее и быть БЛАГОДАРНЫМ за каждый прожитый день. Работать НАД СОБОЙ и бороться со своими слабостями. А позиция жертвы для меня это слабость».
Мария, у меня к вам казахский вопрос: вы еще не замужем?
Нет.
Вы у нас завидная невеста, какой мужчина привлек бы ваше внимание? Что важно?
Доброта, интеллигентность, ум и чувство юмора.
ПРОДАКШЕН: MEDINA GADZHI-ISMAYLOVA; МАКИЯЖ: BEATRICE AGNOLI; ПРИЧЕСКИ: DAMIANO SEMINARA (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ MISS LUXURY HAIR); АССИСТЕНТЫ СТИЛИСТА: ISABELLA GAO, IRYNA YAKYMCHUK; АССИСТЕНТ ФОТОГРАФА: LORENZO FERRARI.