Harper’s BAZAAR Kazakhstan встретился с коллекционерами произведений отечественного искусства, чтобы задать им несколько важных вопросов.
Фото: РАДМИЛА МУСАЕВА RADMILA MUSAEVA
Что для вас коллекционирование? Это социальная практика и поддержка художественного сообщества? Может быть, это альтернативный класс активов и инвестиция? Или способ манифестировать свои ценности, передать какое-то знание детям? Что движет лично вами?
Я родилась в семье художника и росла в среде художников, таких как Евгений Сидоркин и Гульфайруз Исмайлова, Абдрашит Сыдыханов, Мергенов, Токболат Тогусбаев. Я помню наши визиты в студии художниц, которые работали с текстильным искусством. Особенно запомнился медитативный процесс создания гобеленов Батимы Заурбековой, в детстве это было похоже на магию. Мой отец при любой возможности приобретал картины и скульптуры у своих современников, всегда стараясь поддерживать сообщество.
У меня скромная коллекция, в основном это графика молодых и подарки от иностранных художников. Занимаюсь этим в первую очередь для сохранения наследия нашего времени. В силу развивающейся системы искусства многие авторы, чьи работы заслуживают остаться в истории, не имеют широкого представления.
Своей коллекцией я создаю архив, беру на себя обязательства о его сохранности, для того чтобы в будущем эти работы не были утрачены. Собираю исходя из своих личных ценностей и убеждений, без оглядки на тренды и возможности монетизации. На первом месте всегда стоит страсть, я не оцениваю его с точки зрения инвестиции, гипотетическая прибыль лишь приятный бонус, когда вы относитесь к коллекции с душой. Для меня искусство в пространстве — необходимость, как воздух.
Что касается инвестиционной привлекательности, искусство — безусловно, ценный класс активов. Существует несколько арт-индексов в мире, которые одно время превышали S&P 500 (фондовый индекс. — Прим. ред.). Коллекционер не обязательно должен мыслить как инвестор, но каждый уважающий себя инвестор, на мой взгляд, в своем портфеле должен иметь предметы искусства. Я думаю, что искусство является самым солидным, надежным и консервативным видом вложений. Возможно приобретенная вами работа не вырастет в цене моментально, но и не станет дешевле и не обесценится точно. Искусство наполняет пространство тональностью и смыслами, оно демонстрирует ваш стиль и образ мышления. Если золото, акции и криптовалюту вы никак не можете видеть и осязать физически, то искусство украшает дом и наделяет его душой, вызывает эмоции, возвышает чувства, приносит эстетическое удовольствие, а также является предметом захватывающих бесед и поводом для знакомства с единомышленниками и интересными людьми.
Если бы можно было унести с собой любое произведение из любого музея мира и повесить себе в спальню, что это было бы?
Живопись и графика для меня никогда не устареют и не перестанут быть актуальными. Культура холста, мастерство композиции и работы с цветом, аура прикосновения руки художника — это то, что остается вне времени и не зависит от быстро меняющихся тенденций. Я уверена: эпоха цифровизации и искусственного интеллекта придает еще больше ценности произведениям, созданным так же, как это было несколько сотен лет назад. Если представить, что все возможно, то в спальне я бы повесила одну из картин с цветами Джорджии О’Кифф. Думаю, они обладают скрытой страстью, внутренней энергией, требующей внимательного погружения. После ковида в 2021 году я посетила ее первую ретроспективную выставку в Музее Помпиду в Париже, и это было незабываемо. Кроме этого, я бы обязательно разместила у себя «Танец» Паулы Peo, это трогательное и сильное полотно всегда вызывает во мне очень много чувств. А во дворе установила бы как паблик-арт инсталляцию паука «Маму» Луизы Буржуа — психологизм и захватывающие формы во всех работах этой художницы по-особенному резонируют со мной.
Искусство является последним нерегулируемым классом активов в мире. Это сложный закрытый мир с тяжелой навигацией и высокими транзакционными издержками. Какими методологиями вы пользуетесь при отборе произведений в свою коллекцию кроме, разумеется, личного вкуса и ощущений? Какими инсайдами вы можете поделиться с людьми, которые только начинают путь коллекционирования?
Во многом спекуляции на рынке искусства происходят по причине отсутствия у произведений фиксированной стоимости. Если эстимейт у картин по оценке до аукциона один, то во время аукциона цена продажи может в сто раз превысить оценочную стоимость. Существует много факторов, влияющих на образование цены, и в наше время зачастую талант и мастерство художника оказываются на предпоследнем месте.
Есть такое выражение: «Если увидишь Будду, убей его», поэтому, конечно, важно научиться прислушиваться в первую очередь к своей интуиции. Важно развивать насмотренность: в книге «Атомные привычки» в пример приводится исследование, когда смотрительницы музея, без образования в сфере истории искусства или кураторства, отличали подлинники от подделок, просто взглянув на работу, потому что у них натренирован глаз. Так что самое главное — это развитие вашего визуального опыта. В моем случае мне, безусловно, повезло вырасти в таком контексте: с детства меня окружали признанные художники. Часто подруги хвалят мой вкус в одежде, думаю, это тоже связано с насмотренностью искусства — чувство формы и цвета открывает совершенно иное, более тонкое восприятие окружающего мира. В начале пути я советую посещать выставки, арт-туры с экспертами, ярмарки и другие международные события, задающие тон и демонстрирующие, что сегодня актуально. Сейчас многое доступно онлайн, читайте отчеты про trending artists, подпишитесь на международные платформы для галерей, на инстаграм-страницы и ютуб-каналы казахстанских и зарубежных художников, музеев и институций, чтобы следить за их активностью. Можно начать коллекционировать как я — с эстампов, тиражной графики и фотографии — того, что доступно. Это демократичная точка входа, так проще определиться с целями коллекции. Безусловно, одна из верных стратегий — тематические коллекции, когда вы собираете только абстракции или фигуративное искусство, только женщин художниц или квир-художников, это могут быть работы на политические или экологические темы. Подобные коллекции демонстрируют ваше погружение в одну тему, в таком случае вы выступаете как сам себе куратор.
Как сказал Паоло Коэльо: «Коллекционирование — это искусство выявления скрытых связей между, казалось бы, несвязанными вещами».
Мы хорошо запоминаем те произведения, которые остались с нами, но еще сильнее те, которые мы упустили. Помните ли вы что-то, что не успели вовремя купить, или произведение, к которому возвращаетесь, о котором думаете?
Да, одна из работ, периодически всплывающих в моей памяти, — гобелен из тысячи бусинок Мари Хазар. Мне ее рекомендовала Яна Котина, наша соотечественница, арт-консультант в Париже.
Часто фигуру художника и коллекционера разделяют, вроде как это очень разные люди, но есть и любопытная мысль, что первыми коллекционерами были художники — коллекционерами идей, историй, объектов. На таком маленьком и развивающемся рынке, как казахстанский, чем для вас являются отношения с художниками, есть ли у вас друзья художники, чему мы у них учимся?
Есть мнение, что дружба между художником и коллекционером или художником и куратором не очень благоприятна, так как коллекционер или куратор может влиять на стиль художника. У меня хорошие и уважительные отношения с художниками, но дружу близко я лишь с некоторыми. Вообще, художники очень своеобразные люди, не от мира сего, я верю, что у таланта есть способность переживать сверхчувственный опыт. А учусь я у отца и других художников в первую очередь внутренней свободе.
Есть ли у вас любимые галереи или музеи, за которыми вам особенно приятно смотреть, программу которых вы не пропускаете?
Да, очень люблю Музеи и пространства Пино в Париже и Венеции, Fondation Beyeler в Базеле, Музей Frieder Burda в Баден-Бадене, я регулярно посещаю эти места раз в год. А также парижскую Gagosian Gallery, потому что там работает всеми любимый Сабыр (Сабыржан Мади, специалист по работе с художниками. — Прим. ред.). Открыла для себя недавно Luma foundation в Арле, там очень интересные выставки.
Какое место, на ваш взгляд, занимает Казахстан в культурной политике региона? С одной стороны, в Алматы строятся два крупных частных музея и уже два раза Казахстанский павильон был на Венецианской биеннале, с другой же стороны, мы видим, насколько активен, скажем, Узбекистан. Запуск Бухарской биеннале, выставка The Splendours of Uzbekistan’s Oases в Лувре, а также активация фондов по поддержке современного искусства. Как вы думаете, какую роль в будущем культурном ландшафте Центральной Азии, а возможно, и в вашей практике коллекционирования занимает Алматы?
Определяю себя как человека, достаточно далекого от политики, хотя, безусловно, искусство сегодня невозможно представить в отрыве от политического контекста.
Я наблюдаю, что страны Центральной Азии в своих внешних и внутренних политических курсах следуют разным траекториям, это очень интересный и новый для нашего региона процесс. Внешнеполитическая стратегия Узбекистана по популяризации богатой и самобытной культуры и привлечение туристов через предстоящую Бухарскую биеннале, конференции, выставки в Лувре и венецианском Ка-Фоскари, несколько книг об Узбекистане издательства Assouline и множество других активностей совершенно ясно демонстрируют долгосрочную и устойчивую стратегию развития. В Казахстане происходят аналогичные процессы: мы можем увидеть вовлечение частного бизнеса, что говорит о повышении культуры меценатства, люди начинают больше ценить искусство, как современное, так и традиционное. Это важный показатель, который прогрессирует в нескольких направлениях: не только усилиями государства (то есть вертикально), но и вовлечением среднего и крупного бизнеса. Увлекаться искусством и разбираться в нем, обладать предметами искусства, посещать лекции с каждым годом становится все более выраженным интеллектуальным и культурным трендом в бизнес-среде.
Институции, которые открываются в Алматы, конечно же, будут иметь большой положительный импакт на весь регион Центральной Азии. ЦСК «Целинный» уже активно издает книги, проводит выставки, привлекает патронов, в том числе поддерживая работы художников из соседних стран, к примеру Саодат Исмаиловой на Венецианской биеннале 2022 года. Министр культуры Аида Балаева приняла мою инициативу и сделала со своей стороны все возможное, чтобы, несмотря на сжатые сроки, в этом году состоялся Казахстанский павильон, став его комиссаром. Самое важное теперь — сформировать устойчивую и долгосрочную стратегию участия на этом престижном мировом форуме, ведь дороги уже открыты. Творческая среда в Казахстане разобщена, нам не хватает консолидации и объединения. Если говорить о культуре коллекционирования искусства, то, безусловно, в нашем регионе она только развивается. Важна поддержка локальных, ныне живущих художников, мэтров и пионеров, попечителей наследия, очень важно уделить внимание развитию внутреннего капитала, удивлять аудиторию инвестициями в локальное искусство больше, чем приобретением международных имен. Корпоративное коллекционирование как один из векторов негосударственной поддержки также может стать отличной перспективой для стимуляции развития искусства: необходимо разработать достаточную мотивацию для больших компаний, чтобы они занимались патронажем и вкладывали свои активы в искусство, в виде налоговых послаблений.