В современном мире фотография – один из самых популярных способов коммуникации. Но в какой-то момент, когда простого изображения оказывается недостаточно, она становится частью более сложного процесса, который позволяет взаимодействовать со зрителем на других уровнях. Фотограф, художница Ирина Дмитровская и мультимодальная художница, композиторка Дарья Спивакова рассказали о своем творческом дуэте и сути перформанса Hidden Connections.

Интервью: ЮЛИЯ ЗОЛКИНА JULIA ZOLKINA

Когда вы начали заниматься искусством и как со временем трансформировались ваши интересы, методы и инструментарий?

Ирина Дмитровская: Я начала фотографировать 15 лет назад, и тогда во многом это был повод, мостик для общения с людьми. Постепенно фотография занимала все больше моего пространства и времени, и мне стало интересно – чем еще она может стать? Я пошла учиться в питерскую Школу современной фотографии, где мне дали базу того, что в принципе может считаться современным искусством, и рассказали, как в него встраивается фотография. Так фотоизображение позволило мне погружаться в какие-то истории, конструировать их и рассказывать. Если раньше фотография была точкой входа, способом коммуницировать вовне – то сейчас это инструмент, с помощью которого я пытаюсь разобраться с тем, что внутри меня, и предложить это для обсуждения зрителю. Со временем эта идея трансформировалась в наш перформанс.

Дарья Спивакова: Я мультимодальная художница, мне интересно работать с синестезией восприятия и синтезом разных медиумов для создания особенного трансцендентального опыта. И перформативные практики в контексте contemporary art на моем художественном пути продолжают проявляться сквозь разные сферы: постдраматического театра, soundscape-музыки, видео-арта, инсталляции, поэзии. Мне интересно исследовать чувственный опыт, сакральную связь с природой, практики присутствия и тотальной пустоты. Перформанс позволяет создать пространство, где происходит что-то большее – от контакта с реальностью, потока происходящего в неповторимом моменте, соединяющем факторы случайности и уникального, постоянно ускользающего состояния места и времени.

Искусство скрытых связей: интервью с художницами Ириной Дмитровской и Дарьей Спиваковой

ИЗОБРАЖЕНИЕ ИЗ ПРОЕКТА HIDDEN CONNECTIONS

Какие темы вас привлекают на данный момент?

Ирина Дмитровская: Если исходить из того, что фотография – это некий медиум, то я часто работаю с какими-то личными историями, с темами сексуальности, идентичности, гендера и квир. В частности, я базируюсь на личных отношениях со своей девушкой. Мне кажется, это то самое пересечение личного с политическим, позволяющее им влиять друг на друга, – ведь сегодня даже самое личное квир-высказывание становится политическим заявлением, приобретая дополнительный объем. Вообще, политическое гораздо чаще вмешивается в личное, чем это может показаться. Возвращаясь к теме квир – у нас до сих пор сложно об этом говорить, и даже если ты не сталкиваешься при этом с прямой агрессией, то всегда ее ожидаешь и к ней готовишься. Это основано на ощущении собственной инаковости и на объективных внешних обстоятельствах в целом.

Исследование женской сексуальности возглавляет список твоих интересов?

Ирина Дмитровская: Это действительно интересно, прежде всего в силу того, что я женщина, и в меньшей степени потому, что я лесбиянка. Связано это и с тем, что, на мой взгляд, женщине в целом сложно и разобраться в своей сексуальности, и каким-то образом с нею законнектиться, потому что это очень табуированная тема на многих уровнях – в культуре, медицине, науке, везде.

Что касается изображения сексуальности в поп-культуре – очень часто это выражается через условный male gaze, мужской взгляд, отражающий, как мужчины хотят видеть женщину – и как она хочет видеть или репрезентировать себя или другую женщину в этом ключе. Мои работы – это женский взгляд, появившийся в противовес тому, что все мы, по сути, воспитаны и живем в патриархальной парадигме. Интересно нащупать женский взгляд и есть ли возможность сломать существующие правила игры или привнести в них что-то новое. Этот вопрос не сводится к ориентации – скорее, к взаимоотношениям с собой и с другими.

Ирина Дмитровская и Дарья Спивакова
ДАРЬЯ СПИВАКОВА В ОБЪЕКТИВЕ ИРИНЫ ДМИТРОВСКОЙ
Ирина Дмитровская и Дарья Спивакова
ДАРЬЯ СПИВАКОВА И ИРИНА ДМИТРОВСКАЯ ВО ВРЕМЯ ПЕРФОРМАНСА HIDDEN CONNECTIONS

Можно ли сказать, что в ваших работах нашли отражение идеи феминизма?

Дарья Спивакова: Думаю, что мы обе разделяем идеи феминизма, но мы не ведем совместных идеологических и философских исследований. Наверное, это то, что считывается между строк благодаря самому факту нашего совместного опыта, совершаемого в подлинности, безусловности и чуткости, исходя из принципов, которыми каждая из нас руководствуется. Я искренне верю, что культурные установки гендера, сексуальности, расы и так далее не должны влиять на права и возможности личности, что мир прекрасен в своем многообразии и инклюзивности, в важности принятия другого вне зависимости от социальных стереотипов.

Как сформировался ваш творческий дуэт? Почему некоторые вещи лучше делать вдвоем?

Дарья Спивакова: Мы с Ирой знакомы и дружим давно: она делала мои фотопортреты, я писала музыку для ее персональной выставки IN-TO, когда-то мы работали в одном театре, случалось много и других пересечений в сфере искусства и за ее пределами.

Важно, что нам интересно продолжать диалог и взаимодействие по мере течения и развития пути каждой из нас, наблюдать, как углубляются образы, находить пересечение и притяжение смыслов и в поле дискурса, и в символическом метафорическом пространстве. Коллаборация получается, когда обнаруживаешь отклики и синхронию в художественных методах – как, например, работа с найденными органическими объектами, куда входят и сами растения, и звуки, которые они излучают. Бесценна также и созвучность в эмоциональных эфирах уже внутри самого процесса творческого погружения. Это очень значимый и поддерживающий опыт – знать, что в твоем исследовании и путешествии есть человек, с которым можно разделить, соединить и расширить внутренние миры и их отпечатки в работе. Я рада, что такое пересечение разных прекрасных вселенных есть в моей жизни.

Каким же предстает перед публикой ваш перформанс?

Ирина Дмитровская: Hidden Connections изначально базируется на фотографии – изображениях местных ландшафтов, сделанных в Алматы и под Алматы, иногда – человеческих форм. Сначала я напечатала их с помощью аналоговой техники цианотипии. Она привлекает меня тем, что напоминает некий шаманский ритуал или алхимическую практику: нужно покрыть листы специальным химическим раствором, высушить, поместить на них негатив и подвергнуть действию ультрафиолета. В зависимости от того, сколько лист находится на солнце или под лампой, изображение на нем может стать в той или иной мере насыщенным синим. Невозможно сделать два идентичных оттиска, результат совершенно непредсказуем. В процессе участвуют стихии – воздух, вода, солнечный свет, плюс моя личная энергия, ведь все это делается вручную.

Оцифровав эти работы, я обработала их в специальной программе так, что в момент перформанса изображения на экране оживают, каждый раз по-разному. Процесс перформанса напоминает диджеинг – я каждый раз ситуативно выбираю картинки и то, как именно они движутся. Мне нравится соединение в нашем перформансе аналогового и цифрового – цианотипия как один из первых методов фотопечати отсылает нас к прошлому, мои действия – это настоящее, а диджитал- элементы отправляют зрителей в будущее.

Также здесь присутствует поэтический текст без определенной структуры, который я начитываю. Точка сборки, в которой все соединяется, погружает зрителей в какой-то транс или сон, в котором каждый видит что-то свое.

Значительной частью перформанса стало музыкальное сопровождение Дарьи, которая собрала звуки, записанные в разных точках местного ландшафта. В пространстве перформанса они тоже существовали вживую, соединяясь в зависимости от ее ощущения процесса. Вместе мы буквально создаем новые смыслы и миры.

Ирина Дмитровская и Дарья Спивакова
ДАРЬЯ СПИВАКОВА В ОБЪЕКТИВЕ ИРИНЫ ДМИТРОВСКОЙ

«Я ИСКРЕННЕ ВЕРЮ, ЧТО УСТАНОВКИ ГЕНДЕРА, СЕКСУАЛЬНОСТИ, РАСЫ И ТАК ДАЛЕЕ НЕ ДОЛЖНЫ ВЛИЯТЬ НА ПРАВА И ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ЧТО МИР ПРЕКРАСЕН В СВОЕМ МНОГООБРАЗИИ И В ВАЖНОСТИ ПРИНЯТИЯ ДРУГОГО ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ».


Источник заглавного фото. ИЗОБРАЖЕНИЕ ИЗ ПРОЕКТА HIDDEN CONNECTIONS. 

Поделиться: