Фредерик Маль – основатель нишевой парфюмерной марки Editions de Parfums Frédéric Malle. Первый, кто начал предоставлять парфюмерам авторский статус, помещать их имена на флаконы и обеспечивать полную свободу творчества. Техзадание звучит так: «Что бы вы создали, если бы вас никто не ограничивал?». Идея, которая сегодня может показаться очевидной, в 2000 году была беспрецедентной ставкой. Главный редактор BAZAAR Kazakhstan Лариса Азанова встретилась с «издателем ароматов» в Париже на презентации новинки Heaven Can Wait и узнала, почему маркетологи никогда не смогут создать хороший аромат, а также чем пахнет любовь.

Ноты сердца: Фредерик Маль - о нишевой парфюмерной марке Editions de Parfums Frédéric Malle

Вы – «издатель ароматов» (в одном из интервью вы также охарактеризовали себя так: «Я источник идей, техподдержка и жилетка для слез»). Нет никаких ограничений по цене, времени и тестированию: я слышала, что, например, у Vetiver Extraordinaire было 700 версий. Как вообще пришла идея давать парфюмерам такую свободу?

Это была реакция на диктат маркетинга: в то время просили создавать ароматы, которые могли проявить себя только в рамках лабораторных тестов, в результате чего они получались очень банальные, бесхарактерные и зачастую однотипные. Мы захотели вернуть искусство в парфюмерию.

Как вы выбираете парфюмеров для сотрудничества?

Первоначально список состоял из лучших в своем деле. Затем я стал находить таланты нового поколения. В целом процесс таков: либо парфюмер приходит ко мне с идеей, либо, если идея моя, я задаюсь вопросом, кто бы лучше всего подошел по стилю для будущего аромата.

Ноты сердца: Фредерик Маль - о нишевой парфюмерной марке Editions de Parfums Frédéric Malle
Ноты: слива, гвоздика, перец, ирис, магнолия, ветивер, персик, мускус, ваниль. Парфюмер: Жан-Клод Эллена.

Portrait of a Lady – хит продаж Editions de Parfums Frédéric Malle в Казахстане – пожалуй, один из лучших ароматов XXI века и один из самых изысканных и возвышенных ароматов за всю историю. По воспоминаниям Доминика Ропьона, его создателя, в описании к разработке вы обозначили образ Сюзи Паркер в наряде Saint Laurent с фото Ричарда Аведона. Получается, что изначально этот аромат создавался для особых случаев? Ведь все-таки Portrait of a Lady подходит и для повседневности, его можно носить и с джинсами.

Мне кажется, вы пытаетесь противопоставить вещи, которые противопоставлять не следует. Позвольте объяснить. Женщина в джинсах может быть столь же элегантной, как и женщина в Saint Laurent. Здесь важно то, как вы держитесь и ощущаете себя. Что касается Portrait of a Lady, то я всегда считал его одним из тех волшебных аксессуаров, которые могут поднять статус джинсов или простой блузки до вечернего платья, а вечернее платье, в свою очередь, сделать еще более роскошным.

Ноты сердца: Фредерик Маль - о нишевой парфюмерной марке Editions de Parfums Frédéric Malle

Доминик Ропьон, говоря о Portrait of a Lady, также сказал, что «никогда ранее не добавлял столько роз в аромат». Он поместил в каждый флакон эквивалент четырехсот роз. Это прекрасный пример того, что для Editions de Parfums Frédéric Malle не существует никаких ограничений. Но как вам удалось обойти международные правила парфюмерии?

Единственные правила, которые я не нарушаю, – это юридические. А правила, которые установил рынок, – это полный самообман, и я не принимаю их во внимание. Когда мы открывали компанию, мы обещали быть свободными, что мы и сделали. Слова имеют значение.

Лично я считаю, что Portrait of a Lady подходит не только для женщин, но и для мужчин. Вы согласны?

Аромат создавался для женщин, но действительно, его красивая древесно-амбровая композиция подходит и мужчинам, поэтому они решили тоже им пользоваться. Интересно, что обычно женщины заимствуют мужскую парфюмерию, а в этот раз все наоборот, что меня очень радует.

Ноты сердца: Фредерик Маль - о нишевой парфюмерной марке Editions de Parfums Frédéric Malle

Аромат Heaven Can Wait тоже обладает голосом. Для меня он пахнет любовью. Как бы вы его описали?

Неслучайно он был создан во время пандемии – периода, когда мы искали близости. Heaven Can Wait действительно выражает ту захватывающую симпатию, которую один человек может испытывать к другому.

Есть ли произведение искусства или литературы, которое вы хотели бы разлить по флаконам?

Нет, я так не работаю. Да, искусство окрыляет, делает меня лучше и, возможно, влияет на меня на подсознательном уровне, но я никогда не использую мировые шедевры в качестве прямого референса. Хотя это хороший способ продать парфюм.

Все творческие проекты имеют свои трудности. Что было для вас самым сложным?

Каждый аромат, особенно если вы задействуете инновации, является техническим вызовом, поскольку вы погружаетесь в неизвестность. Кубик Рубика, который мы с парфюмером должны разгадать. Это и делает наш бизнес увлекательным!

Ноты сердца: Фредерик Маль - о нишевой парфюмерной марке Editions de Parfums Frédéric Malle

Парфюмерия – это то, что существует вне времени, или здесь тоже есть тенденции?

Коммерческая парфюмерия говорит языком трендов, так как люди склонны повторять то, что успешно работает, а маркетологи не знают ничего, кроме копирования. Хоть классика всегда остается в памяти, мы стараемся создавать оригинальные ароматы. Ведь наша роль – внедрять инновации и двигать парфюмерное дело вперед.


Поделиться: