Директорка Центра современной культуры «Целинный» Джамиля Нуркалиева – о том, чем культурный центр отличается от музея, о работе с молодой командой и британским архитектором Асифом Ханом и почему «Целинный» – важный проект для развития арт-индустрии Алматы.
Интервью: ВЛАДИСЛАВ СЛУДСКИЙ VLADISLAV SLUDSKY
Фото: ИЛЬЯС КЫРБАЕВ ILYAS KYRBAEV
Джама, ты с коллегами строишь музей, реставрируя бывшее здание кинотеатра «Целинный», расскажи, как это – превращать одно в другое, про архитектуру и Асифа Хана?
Реконструкция кинотеатра «Целинный» в Центр современной культуры, безусловно, является одним из центральных событий нашей с коллегами жизни с 2018 года. С одной стороны, для кого-то реконструкция исторического здания с известной всем судьбой означает – обновление текущего архитектурного проекта. Но в нашем случае произошло тотальное переосмысление планировки, работа с исторической тканью пространства, сохранение основной конструкции кинотеатра, бережное усиление, диалог с горожанами, архитекторами, активистами, художниками, кураторами и всеми теми, у кого наш проект вызывает профессиональный и человеческий интерес. Асиф Хан видит наш процесс реконструкции как непрерывное размышление над будущим Центра, его задачами и программой с использованием нового современного архитектурного языка. Но, чтобы внедрить новый язык, архитектуре нужна гибкость. Гибкость, как говорит Асиф, в данном случае – это что-то выходящее за рамки диалога об архитектуре – это больше о человеческом состоянии. Ведь современность изменилась за последние десятилетия колоссально. Мы с вами работаем с AI, используем виртуальную или дополненную реальность, передаем информацию в режиме реального времени – наши привычки жить изменились навсегда. Надеюсь, этот новый опыт найдет отражение в архитектуре, которую мы создаем в «Целинном», синтезирует все наши идеи в физическом пространстве, где вы увидите или почувствуете их.
«Целинный» ведет активную выставочную и образовательную деятельность уже больше пяти лет, то есть задолго до появления физического пространства. Почему это важно и какие изменения ждут вашу программу с появлением здания?
Нам повезло стать настоящей институцией задолго до открытия нашего пространства. С момента, когда у нас с основателем Кайратом Боранбаевым появилась идея создать в «Целинном» Центр современной культуры, мы активно стали заниматься выставочной, издательской, образовательной деятельностью. За это время мы провели более трехсот мероприятий, опубликовали десять изданий в Tselinny Publishing, стали членами международной ассоциации музеев современного искусства CIMAM, были приняты в IBA (International Biennale Association) с Триеннале звукового искусства и новой музыки Korkut, наши активности и проекты можно долго перечислять. Но самое важное здесь то, что мы смогли создать нашу миссию, определить наши ценности и приоритеты, критерии разработки проектов, команду, выстроить стратегические планы задолго до того момента, как мы начнем осваивать нашу инфраструктуру. Можно сказать, мы сформировали себя до открытия нашего нового дома. В нем мы надеемся продолжить экспериментировать, представить публике понятные, желаемые, доступные, но вместе с тем крайне живые и современные проекты.
У вас большая команда, которая преимущественно состоит из молодых, активных профессионалов, что довольно сложно создать в условиях, где мало или почти не преподают арт-менеджмент, музейное дело или кураторство. Как вы формируете свою команду, какие есть главные принципы, ценности, которые должны совпадать? Какие есть сложности?
Да, ты прав, к сожалению, в настоящее время в стране отсутствуют образовательные программы в сфере современного искусства, я имею в виду университетские программы. Практически вся наша команда имеет международное образование, но мы с радостью принимаем энтузиастов, у нас можно получить разносторонний опыт. Недавно мы с коллегой Ануаром Дюйсенбиновым обсуждали феномен распределенного лидерства, когда в команде не один лидер, а командное лидерство. Когда каждый знает, в чем сила остальных, и готов применить свою экспертизу в нужный момент. У нас в «Целинном» – все лидеры.
Мы знаем, что «Целинный» мыслит себя именно как культурный центр, а не музей. В чем отличие одного от другого и почему сегодня музей это не его коллекция?
Это мой любимый вопрос, да, это правда, что мы не музей. Мы мыслим себя как платформу для обмена идеями, у нас нет коллекции, мы скорее создаем проекты практически с нуля каждый раз. У нас будет много коллаборативных проектов с важными субъектами и участниками нашей культурной среды, для того чтобы мы могли рассказывать общие истории. Вообще, наша основная задача – рассказывать истории. Именно поэтому в «Целинном» будет очень гибкая и неповторяющаяся программа, возвращаясь в Центр каждые выходные, вы всегда найдете для себя новые мероприятия.
Ты сама не курируешь выставки, но через тебя проходит огромное количество академической информации, художников, концепций. Есть ли у тебя желание и амбиции сделать выставку самой и если да, то какая бы выставка это была?
Если посмотреть на все проекты «Целинного» – вы увидите, что они как одно большое полотно, но очень многоголосное. Темы пересекаются и развиваются параллельно и сообща. В горизонте первых нескольких лет мы определили для себя три больших направления – экология, гендер и вера. Все наши проекты переплетаются внутри этих вопросов. Так что вся деятельность «Целинного» и есть наша бесконечная выставка.
В чем основная ценность институций для тебя? В какой момент ты почувствовала, что культура это больше чем профессия, согласна ли ты с этим утверждением в целом? Работать в искусстве – это как нести свое бусидо или мы переоцениваем роль культуры для мира?
Ценность институции заключается в возможности устойчиво развивать культурные и научные проекты и обсуждать их. Моя работа – это вся моя жизнь. А культура точно очень недооценена. Я бы сказала, она почему-то представляется неким излишеством, вроде хобби, что меня лично очень возмущает и злит. Если мы не будем развиваться и не научимся вести диалог друг с другом, как же нам строить нашу жизнь, наши связи и нити, если мы откажемся коммуницировать друг с другом? Суть культуры – это общение.
В Алматы открываются сразу две крупные культурные институции, ваша и Almaty Museum of Modern Art, причем обе практически одновременно. Планируете ли вы как-то координировать программы, может быть, создавать совместные площадки или это институции с разным видением и моделями? Город, у которого был только один крупный музей для взаимодействия с современным искусством, через 34 года получает сразу три – как поменяется экосистема культуры и есть ли способы менять ее более или менее органично?
И «Целинный», и АМА выполняют важную работу, для Алматы – это просто подарок, будет качественное развитие туризма, городской среды, гастрономии, всего, что связано с культурой гостеприимства. Программы в обеих институциях высокопрофессиональные, уже сейчас понятно, что мы изменим способы и возможности художественного производства и не только. Появится устойчивая система взаимодействия художника и институции, я надеюсь, откроются новые галереи современного искусства, наши патроны и коллекционеры станут еще более яркими и смелыми, ну и однозначно мы идем к тому, чтобы появились качественные образовательные проекты. Безусловно – это одна общая работа для нас всех.
Понимаю, что еще очень рано об этом говорить, но, может быть, уже есть что-то, что тебе было бы комфортно рассказать про церемонию открытия «Целинного»?
Конечно, мы, как всегда, не смогли удержаться и придумали целую цепочку мероприятий, которые предвосхитят основное открытие в 2025 году. Мы пригласили к размышлению над этим событием всех участников нашей художественной сцены, поэтому можно сказать, что открытие «Целинного» – это такая дискурсивная программа, где будут смешаны форматы – выставки, перформансы, концерты в гибридных жанрах.
«Наша основная задача – рассказывать истории. Именно поэтому в «Целинном» будет очень гибкая и неповторяющаяся программа, возвращаясь в Центр каждые выходные, вы всегда найдете для себя новые мероприятия».