Екатерина Старостина рассказала о коллаборациях с Prada, Gucci, Diesel, Puma и создании студии и школы по сет-дизайну и работе с материалами SETMATERIALSTUDY.
Как бы вы описали специфику вашей работы? Что такое сет-дизайн?
Сложно подобрать одно определение. Сет-дизайн – очень обширное направление, которое включает в себя разные профессии. Это работа с разными задачами в зависимости от проекта: можно на одном заказе делать декорации для рекламы в павильоне с командой строителей, на другом – небольшую деталь костюма для музыкального артиста. Я выступала на проектах как художник-постановщик, фуд-артист, бутафор, флорал-артист, дизайнер интерьера, предметный дизайнер, витринист.
А как вы пришли к этой профессии?
Через фешн-фотографию. Я работала фоторедактором и начала снимать предметную фотографию, добавляя готовый реквизит в кадр. Со временем я усложнила композиции, создавая объекты вручную — освоила техники плавления пластмасс, научилась снимать форму силиконом, отливать металл и полимерные материалы, печь и выдувать стекло, освоила сварку. Одновременно с этим развивались и клиенты, и сложность задач. Я работала с предметами и пространством для брендов и журналов: Gucci, Prada, Diesel, Puma, Asus, Dr. Martens, Vogue, Esquire, SHOWstudio, Elle Girl, InStyle, The Blueprint и др.
Обязательна ли для сет-дизайнера ручная работа и знание материалов?
Ручная работа не всегда обязательна, все можно заказать у подрядчиков, ремесленников и бутафоров. Но знание материалов необходимо. Допустим, мне нужен прозрачный объект. Есть десяток способов его изготовления: лед, смола, резина, стекло, силикон, пластик, ПВХ. Каждый из материалов имеет свой визуальный характер, бюджет, прочность, прозрачность и другие характеристики. Моя задача – понимать, что подходит для конкретного проекта, и выбирать материал и технику. Здесь главная школа – это опыт, вторая – команда. Я очень благодарна своему коллективу и всегда консультируюсь с ними, прежде чем разрабатывать идею для проекта.
А с какими материалами и техниками вы сами работаете больше всего?
В основном с металлом, стеклом и различными полимерами. Меня очень увлекает материал, его свойства и поведение. Например, в одной из работ я ловила температуру плавления стекла так, чтобы оно застыло на острых металлических шипах, как волнение на воде. Стекло рождается жидким, а не твердым, и вообще на атомном уровне имеет характеристики жидкости из-за своей аморфной структуры. Мне хотелось визуализировать это проявление природы материала.
А в коммерческих проектах вы тоже вдохновляетесь материалом?
Да, очень часто! Например, тот же прием со стеклом я использовала в скульптурах, снятых в эдиториале журнала Badlon. Вместе с командой в этом проекте мы хотели подчеркнуть природный символизм в объектах для ритуалов и мистических практик. А в совместном проекте с Prada и The Blueprint мы исследовали разные виды восприятия: слуховое, визуальное, дигитальное и кинестетическое. Для кинестетики я использовала силикон, размышляя о его тактильных свойствах и близости к коже. В работе над съемкой для La Prairie экспериментировала с оловянными сплавами, изучая, как вода и воск по-разному останавливают раскаленный металл. Для меня процесс часто важнее и интереснее результата, это исследование материала.
Есть ли какие-то современные тенденции в сет-дизайне сейчас?
Многое приходит из современного искусства и дизайна. Помню, в съемке для Diesel, у бренда был запрос интегрировать кроссовки, создать с ними объекты. Я тогда замешала массу серого алебастра, в которую впечатала подошву. Самих кроссовок в кадре не было, но на постаменте лежал кусок камня с отпечатанным в нем логотипом Diesel, словно выгравированном. Часто в сет-дизайне используются странные комбинации предметов, столкновение несовместимых реальностей. В съемке для журнала InStyle я ставила сумку Prada на кусок пенопласта, облитый воском с застрявшим, вывернутым наизнанку грейпфрутом. А в съемке для Dr. Martens ботинки балансировали в композициях из шин, ложек, подушек, кабачков, стульев и кирпичей – максимально невозможных сочетаний.
Расскажите подробнее про командную работу на съемках. Как вы ведете проект?
Всё зависит от масштаба. Например, на съемке для Gucci вместе с Flowgardenz и The Blueprint работало около пятнадцати человек над средней по масштабу застройкой. Мы создавали в студии фрагменты фермы: поле, сарай, стога сена, и даже катались на настоящем тракторе внутри декорации! В рекламе для Puma был большой павильон, где строители устанавливали стены декораций за несколько дней до съемки, а мы дорабатывали их с командой постановщиков. В день съемки к нам присоединилась команда SFX, отвечающая за снег и ветер. Обычно я участвую во всех стадиях проекта, но, например, съемка эдиториала и digital-обложки Vogue Russia (сентябрь 2020) проходила на локации в другой стране. Я не могла тогда поехать вместе с командой и готовила весь реквизит заранее по четко проработанным скетчам – это был интересный опыт.
Расскажите о проекте SETMATERIALSTUDY. Как пришла идея его создания?
SETMATERIALSTUDY – это школа и сообщество художников и сет-дизайнеров, объединенных интересом к работе с материалами. Все началось с запуска онлайн-курса в 2022 году – я хотела создать образование, аналогов которому не было, и где хотелось бы учиться самой. А со временем мы объединились и стали выпускать личные проекты и брать заказы как студия. В прошлом году совместно с художницей Дашей Болховитиной и студией FRESH.GLASS мы впервые провели курс по килн-кастингу и техникам работы со стеклом в печи! Я ощущаю недостаток современных образовательных программ по работе с материалами и хочу, чтобы стекольные мастерские или мастерские по сварке можно было легко арендовать, пройти курс и брать в аренду печи и оборудование в коворкинге, как это происходит с керамикой. Привлекая внимание и повышая интерес и спрос на эти техники, я верю в их развитие. Это одна из моих целей.
Основные курсы вашей школы проходят онлайн. Почему был выбран такой формат? И можно ли научиться работать с материалами без офлайн-практики?
Прежде всего, я хотела, чтобы курс был доступен из любой точки мира. На третьем наборе учатся ребята из Казахстана, Грузии, Германии, Англии, Португалии, Америки, Канады, Китая, Индонезии и других стран! Мы не можем обойтись без практики, поэтому она есть даже в онлайн-формате. После каждого блока теоретических лекций у нас проходят джеминги по материалам – совместная импровизация в зуме. А если техника слишком сложная для самостоятельной работы, то мы рассказываем, где можно заказать производство.
Планируете ли вы открыть физическое пространство для студии?
В этом году мы как раз открыли первую студию в Москве. Установили оборудование для обжига стекла и керамики, печь для плавки и литья металла, горелку для флеймворкинга, камеры для дегазации и литья полимеров под давлением, оборудование для сварки и др. А также небольшую библиотеку и фотостудию. С пространством для работы у нас появилась возможность брать заказы и мы активно развиваем это направление сейчас. После запуска англоязычной программы в будущем году мы планируем открывать такие точки в других странах.
Автор. Игорь Исаев. Источник заглавного фото. Личный архив героини.