Айгерим Акенова знакома отечественному фэшн-сообществу как дизайнер устойчивого вневременного бренда Aiken. Но в 2019 году она взяла на себя новую роль – стать рупором устойчивой моды в Центрально-Азиатском регионе. Айгерим возглавила казахстанское подразделение волонтерской организации Fashion Revolution – глобального комьюнити, ратующего за ответственное отношение в моде. Harper’s BAZAAR Kazakhstan поговорил с Айгерим о том, каково это – развивать волонтерскую организацию в Казахстане, налаживать диалог с государством и нести информацию в массы.
Текст: КАТЕРИНА МИЛОСЛАВСКАЯ KATERINA MILOSLAVSKAYA
24 апреля 2013 года в Бангладеш обрушилось здание «Рана-Плаза», где располагались крупные производственные предприятия по пошиву одежды, работающие круглосуточно. Эта трагедия, унесшая жизни более 1000 человек, стала прямым столкновением с ужасающей реальностью ветхих заводов, мизерных зарплат и отсутствия минимальных условий труда. Именно тогда в Великобритании зародилось движение Fashion Revolution, которое борется за прозрачность в цепи поставок, устойчивое развитие и этику в индустрии моды. Его цель – радикально изменить способ добычи ресурсов, производства и покупки одежды. Сегодня движение представлено более чем в 100 странах по всему миру и его волонтеры обеспечивают распространение информации, коммуникацию с институтами, а также образование в сфере устойчивой моды. В 2019 году движение появилось и в Казахстане – с подачи Айгерим Акеновой.
Айгерим выросла в Казахстане, профильное образование по специальности «дизайнер» получила в Италии, а сейчас живет в Штатах. Ее с детства привлекала ремесленная сторона искусства, поэтому выбор в сторону модного дизайна стал очевидным. Также в ее портфолио – опыт работы с «Экспо-2017». Тогда и произошло одно из первых ее открытий.
«В 2018 году я послушала послание Президента, где он сделал акцент на том, что нужно диверсифицировать экономику, в том числе за счет легкой промышленности. К тому моменту я уже пожила в Астане, и этого времени было достаточно, чтобы понять, что у нас нет связи между государством и представителями легкой промышленности, дизайнерами, креативным сектором. И тогда у меня появилась идея – я захотела стать тем связующим звеном. Уйти от той старой схемы, когда просто закупают оборудование, закрывают бюджет и все остается на своем месте. Я понимала, что я одна, как дизайнер или предприниматель, ни до кого не достучусь – один в поле не воин. Тогда я решила заручиться поддержкой организации. Написала в Fashion Revolution, чтобы узнать, есть ли у них представительство в Казахстане, немного рассказала о своем бэкграунде как дизайнера, который работал с ресайклом, переработкой. В ответ они предложили мне стать координатором движения в нашей стране», – делится Айгерим Акенова.
В чем заключаются цели Fashion Revolution? Одна из ключевых – распространение информации о 17 Целях устойчивого развития, озвученных ООН. Это подразумевает взаимодействие с государством, бизнесом и образовательными институтами. Вся работа осуществляется на волонтерской основе, и среди задач Айгерим – создание стратегии и координация деятельности движения на территории Казахстана.
«Прежде всего, мы попытались выявить, какая из проблем, затрагивающих 17 Целей устойчивого развития, наиболее выражена в нашей стране, – рассказывает Айгерим. – Например, для Юго-Восточной Азии характерны несоблюдение условий труда, детский труд, зарплата ниже прожиточного минимума, затрудненный доступ к чистой воде. К счастью, Казахстан этого избежал. Но у нас есть другие проблемы. Одна из ключевых – это то, что люди не понимают уровень угрозы, связанной с загрязнением. Мы начали разрабатывать стратегию, как изменить это. Think global, act local».
Также команда Fashion Revolution выявилa, с какими проблемами сталкиваются устойчивые организации в Казахстане. Например, проект «Дармарка», который развивает культуру секонд-хенда, показал, что сегодня многие воспринимают секонд как утиль, принося уже непригодные к носке вещи. С этой проблемой волонтеры столкнулись, когда собирали гуманитарную помощь для пострадавших от наводнений. За четыре года, что Fashion Revolution представлен в Казахстане, девушки инициировали немало проектов.
«Мы движемся по трем фронтам. Одной из первых стала работа со школами и университетами. Mы проводили семинары с академией им. Жургенова, НИШ, Haileybury, было интересно видеть, насколько подрастающее поколение знакомо с контекстом. Разговаривая со студентами, мы хотим донести идею, насколько важно перестать быть потребителями и стать гражданами. Ведь это все про персональную ответственность. Когда из пассивного потребителя ты превращаешься в активного гражданина, – говорит Айгерим. – Второй фронт работы – это сами дизайнеры. Нам удалось провести несколько воркшопов, рассказать, как дизайнеры могут сделать свое производство более экологичным и как это может в итоге принести им выгоду – ведь часто экологическое производство неверно трактуется как дополнительная статья расходов».
За это время девушкам также удалось посотрудничать с UNDP – программой развития ООН. Для Айгерим это не первый опыт взаимодействия с программой – до этого, в 2019 году, она создала инсталляции, посвященные проблеме устойчивого развития. У движения есть своя Неделя моды – Fashion Revolution Week, которая проводится в апреле. Только вместо показов – флэшмобы, воркшопы, лекции. Например, участники движения по всему миру постят свои фотографии с хештегом #WhoMadeMyClothes и отмечают бренды, инициируя их взять ответственность за своих поставщиков. В этот период волонтеры стараются повысить активность. Далее отправляют отчет о проделанной работе в головной офис, где указывается, сколько человек приняло участие. Айгерим отмечает, что единственной проблемой остается нехватка медийности, вовлеченности блогеров и медиа: «К сожалению, медийной поддержки нам очень не хватает, а это могло бы помочь охватить гораздо больше людей, той же молодежи».
Но иногда удается нащупать темы, которые находят особый отклик у аудитории.
«Помню, как мы сделали пост о том, как устойчивые практики близки казахским традициям ремесленничества. Вспомните традиционное казахское платье с рюшами. Его создают для девочки 12-13 лет, а после с каждым годом добавляют слои и таким образом платье растет вместе со своей хозяйкой. Мы получили много комментариев, шэров и репостов», – рассказывает Айгерим.
Сейчас для казахстанского подразделения Fashion Revolution важно найти точки соприкосновения с главным катализатором изменений – государством.
«Все глобальные международные организации, а также лидеры развитых стран ставят устойчивое развитие в свою ключевую повестку. Казахстанским политикам важно понимать, что если мы хотим играть на международной арене, то нам необходимо говорить на одном языке с этими странами. И проблемы экологии сегодня стали приоритетными, это больше не абстрактная проблема. Транспарентность, понятная стратегия, нацеленная на исправление ситуации, – все эти вещи делают Казахстан легитимным участником международных процессов», – считает Айгерим. Она также отмечает важность и личного вклада: «Мы всегда ищем волонтеров, тех, кто готов присоединиться к нашей команде. Мы видим, как растут наши сотрудники, и это приятно. Волонтерская деятельность высоко ценится международными компаниями, топовыми университетами – многие из наших волонтеров упоминали свой вклад во время собеседований и это играло свою роль».
Одна из персональных целей Айгерим – сделать Казахстан узнаваемым в сфере устойчивого развития: «Я вижу, как все поменялось за последние 10 лет. Помню момент, который меня очень впечатлил. На конференции Fashion Revolution со всеми его представителями на огромной карте мира я увидела Казахстан во время диалога с международным устойчивым фэшн-сообществом. Десять лет назад я и представить не могла, что это может случиться».
КАДРЫ ИЗ РОЛИКА FASHION REVOLUTION X UNDP. РЕЖИССЕР: ЛЯЗЗАТ ХАНИМ; МЕНЕДЖМЕНТ: ВЕРОНИКА ДАШКОВА; ОПЕРАТОР: БАЛНУРА НУСИПОВА; ХУДОЖНИК-ПОСТАНОВЩИК: САНЖАР АМАНСУГУРОВ; МУЗЫКА И ЗВУК: MERGEN; ТЕКСТ: КАТЕРИНА МИЛОСЛАВСКАЯ; ФОТОГРАФ: БАУРЖАН САБИТОВ; МОДЕЛЬ TILDA @CASSIS MODEL MANAGEMENT; СТИЛИСТ: ДИДАРА РЫМ; ВИЗАЖИСТ: АНЖЕЛИКА КУЧЕРОВА; ХУДОЖНИК ПО ДЕКОРАЦИЯМ: АСЕЛЬ ХАЙРУЛА; АССИСТЕНТ: ДАНА БАКЫТ; БЭКСТЕЙДЖ-ОПЕРАТОР: АДЕЛЬ БИЛЯЛОВА; ОДЕЖДА: REBIRTH ВИНТАЖ.