Дизайнер Ульяна Сергеенко отмечает свой первый юбилей в мире моды выходом кутюрной коллекции в стиле ар-деко, вдохновленной историей Веры Холодной – самой знаменитой русской актрисы немого кино. А в интервью BAZAAR Kazakhstan рассказывает, каково это – в юном возрасте остаться матерью-одиночкой, приносит ли «брак с богатым» счастье и чем она занимается, когда приезжает в родной Усть-Каменогорск.
Фото: ОЛЬГА ТУПОНОГОВА-ВОЛКОВА OLGA TUPONOGOVA-VOLKOVA
Художник: НАДЕЖДА ОДИНАЕВА NADEZHDA ODINAYEVA
Директор моды и интервью: ЛАРИСА АЗАНОВА LARISSA AZANOVA
Как вас изменил исторический 2020-й?
Я всегда любила сидеть дома, поэтому 2020 год оказался для меня подарком. Моя жизнь стала только лучше и спокойнее без ненужных обязательств и дел, а бренд Ulyana Sergeenko вдруг из старомодного превратился в самый прогрессивный, ведь лозунги нового времени – про ответственное потребление, отсутствие перепроизводства, изготовление штучных вещей высочайшего качества, предоставление рабочих мест людям из разных регионов страны- всегда были нашими правилами.
Расскажите о новой коллекции.
В этом сезоне мы впервые сотрудничаем с таким большим количеством русских народных ремесел: миниатюрные эмали для костюмов расписывали художники «Ростовской финифти», над кружевными элементами вечерних нарядов колдовали мастерицы из ателье «Кружевной край» в Ельце и с фабрики «Кадомский Вениз», хрустальные детали для одежды и аксессуаров изготавливали на Гусевском заводе, вышивку создавали на «Крестецкой строчке», клатчи для коллекции вручную вырезали из дерева, вручную инкрустировали хрусталь, металл. Для нас большая честь работать с такими разными художниками.
Каков был творческий процесс и какая часть вам нравится больше всего?
Я люблю все этапы подготовки коллекций, начиная от сбора идей и источников вдохновения и заканчивая показом. Но именно дефиле – это тот момент, когда все встает на свои места и коллекция превращается именно в то, чем она должна быть, – в эфемерную мечту.
Что для вас идеальное платье?
Для меня понятие идеального платья всегда разное, все зависит от случая. А вот «универсальных» платьев у меня много: как правило, если у меня есть любимая модель в том или ином сезоне, я прошу воспроизвести ее во всех возможных цветах. Я украла трюк главной героини «Любовного настроения» – в фильме ее наряды меняются порядка 20 раз, но при этом платья отличаются в основном только принтами и тканями.
Сталкивались ли вы с эмоциональным выгоранием и депрессией, которую можно наблюдать у всех современных больших дизайнеров без исключения?
Мне кажется, что все люди сегодня находятся под большим давлением социума и обязательств перед ним, все буквально завалены информацией, и это не может не сказываться. Лично я всегда нахожусь в «минорном» настроении после показов, начинаю корить себя за ошибки и желать сделать все лучше, иначе.
Как справляетесь с тревожностью и унынием?
Иногда я просто в них впадаю и не справляюсь.
Что заставляет вас говорить, что «жизнь прекрасна»? Состояние влюбленности, которое делает самые простые события особенными; способность чувствовать и видеть красоту; воспоминания и мечты – я могу впасть в экстаз от каких-то вещей, которые напоминают мне о детстве.
Какое будущее кутюр? И что значит «кутюр» в наше время?
Я не знаю, какое будущее ждет кутюр, но для меня он, прежде всего, является воплощением кропотливого труда, ручной работы, уникальных техник. Я прекрасно понимаю, что в кутюре может быть некая «неидеальность», свойственная, например, ручной вышивке или деталям, расписанным вручную. Кутюр – это не всегда огромное платье из пайеток, это может быть самая скромная вещь. Она будет сделана безукоризненно, станет тем, с чем не захочется расставаться, что будут передавать из поколения в поколение. У меня самой есть коллекция таких нарядов, которые уже, к моему огромному удовольствию, берет поносить Василиса (дочь Ульяны Сергеенко. – Ред.).
Как вы относитесь к тому, что звездам платят за ношение одежды? А вы сами готовы заплатить за это?
Могу смело и искренне сказать, что мы никогда не платили за то, чтобы надевали наши наряды. И тем ценнее для меня каждый звездный выход.
Считаете ли вы, что мы должны потреблять меньше?
Я считаю, что важно отдавать себе отчет в том, что многие вещи нас буквально заставляют покупать. К сожалению, нередко это товары с высокой ценой и очень низкой себестоимостью, сомнительного качества, изготовленные на производствах с нарушениями норм труда. Как только приходит это осознание, уже не хочется быть безликой пешкой, бездумно покупать то, что так активно предлагают маркетологи. Для меня истинный люкс – в качественных материалах, кропотливом ручном труде, уникальности изделия, которое много лет сохранит свою актуальность. Это то, что ценю я сама, и то, за что любят наш бренд.
Что вы делаете с нераспроданными вещами из коллекции? Считаете ли вы правильным все «сжигать на заднем дворе»?
Я считаю неприемлемым уничтожать нераспроданный ассортимент. Наш бренд славится тем, что изначально производит очень ограниченное количество изделий и проблемы перепроизводства у нас никогда не было. Кроме того, как я уже упоминала, мы стараемся делать вневременные модели, которые не теряют своей актуальности. Недавно я обнаружила в шоуруме платье из коллекции, выпущенной 6 лет назад. Эта находка меня очень обрадовала, я справляла в нем Новый год. И, честно говоря, приятно было рассматривать, как оно сделано, многое уже успела забыть.
Жан-Поль Готье сказал, что ему больше нет места в современной индустрии моды. А что бы вы поменяли в ней, если бы могли?
Я – продукт этой индустрии, благодаря изменениям мне и нашлось в ней место. Очень ответственно отношусь к своей роли и с самого начала не словами, а делом стараюсь вносить изменения. Использование натуральных материалов, переработка тканей, ограниченные тиражи – это то, на чем всегда строился наш бренд. Очень большое внимание мы оказываем поддержке производств и маленьких мастерских по всей России, даем новое звучание традиционным народным техникам.
Одни говорят, что в мире стало меньше свободы для творчества и самовыражения, другие, что все наоборот, мы живем в «золотое время», что еще никогда не было такого подъема и возможностей для всех. К какому лагерю относите себя вы?
Я думаю, мы живем в такое время, когда и то и другое существует одновременно и каждый может выбрать свой путь.
Совсем девочкой вы остались с ребенком на руках. Вам говорили, что вы разрушаете свою жизнь, что больше никому не будете нужной. Многие девушки находятся в схожей ситуации, что и вы тогда (у нас кошмарная статистика по брошенным новорожденным детям, девушкам проще втайне родить и бросить ребенка, чем признаться родственникам), ведь родить ребенка без мужа в Казахстане – уят. Что вы можете им сказать? Что посоветовать? Почему их жизнь вовсе не погублена? Сейчас я понимаю, что на меня тогда очень разрушающе действовали эти установки. Как правило, их транслируют люди, которые сами находятся в страхе, не умеют получать удовольствие от жизни, не позволяют себе следовать своим желаниям. Я с ужасом думаю, что могла бы поверить этим людям. Я посоветую девушкам ничего не бояться, делать выбор в пользу себя и собственного счастья, менять
окружение и быть там, где им хорошо. Я и дочери всегда говорю: «Не нужно ничего терпеть, встань и уйди, если тебе некомфортно».
Вам пришлось несколько раз встать на ноги после ударов судьбы и предательств близких: юная мать-одиночка, разрушительный развод с влиятельным «ресурсным» мужчиной, скандал с «тем самым словом», бойкот прессы и уход партнера по бизнесу и близкого друга. Как вам удается каждый раз начинать все заново? В чем секрет, где вы берете силы? Я не сказала бы, что начинала жизнь заново. Сейчас я вижу, что все это было к лучшему и привело меня именно к тому, чего я по-настоящему хотела.
Вы были замужем за очень богатым человеком, громко развелись с ним, начали жить самостоятельно, самостоятельно зарабатывать, самостоятельно вести бизнес. Вопрос мой следующий: в чем же счастье? Имеет ли счастье общий знаменатель с удачным замужеством, с бесконечным банковским счетом? С удачным, наверное, имеет, но у меня было неудачное – я была очень несчастна все годы замужества. Бренд стал для меня спасением. Для меня счастьем стала возможность делать то, что я хочу, жить так, как хочется. Внушительный счет в банке – это очень хорошо, но у меня купить счастье не получилось.
Если бы вы могли повернуть время вспять, вы бы изменили некоторые из своих решений?
Да, изменила бы. Но успокаиваю себя тем, что, возможно, поступи я тогда иначе, это бы не сложилось в цепочку последствий, которыми я в целом довольна.
Как вы избавляетесь от «окружающего шума», потока бесконечной информации, льющейся из всех щелей?
Никак не избавляюсь, я в курсе почти всех происходящих событий раньше всех.
Габриэла Херст считает, что знание мельчайших деталей о происхождении материала – это истинное определение современной роскоши. Вы согласны?
Я согласна с тем, что это одно из определений современной роскоши. Но не единственное. Для меня уродливая вещь никогда не будет роскошной, из чего бы она ни была сделана.
Мои любимые
…книги
«Васек Трубачев и его товарищи» – самая любимая
с детства. Аркадий Гайдар, Николай Носов.
…кино
«Древо желания» 1977, «Жил певчий дрозд» 1970, «Тихий Дон» 1957. А сейчас я смотрю подряд весь старый Голливуд и мой самый большой страх, что фильмы просто скоро закончатся.
…музыка
Шостакович, Рахманинов, Майкл Джексон, Канье, Тревис Скотт, Скриптонит, Рианна.
…блюдо казахской кухни
баурсаки 🙂
…Маршрут в Усть-Каменогорске (куда пойти,
где поесть и т.д.)
Всегда хожу одним и тем же путем – к дому, где мы с семьей жили, потом навещаю свою гимназию № 38 и любимого директора – Зинаиду Николаевну Кичигину, гуляю по набережной Иртыша.
…Самый странный инстаграм, на который вы
подписаны.
Могу назвать любимые – @nadialeelee,
@thiswashollywood и @sovietvisuals.
Прически: МАРИНА РОЙ; Макияж: ЕВГЕНИЯ ЛЕНЦ; Команда: ОЛЬГА ЧЕСС, АНТУАН ДИМИТРОВ, МАРИЯ САФРОНОВА, АЛЕНА ЖЕЛИХОВСКАЯ.