Казахстанский фэшн-продюсер и дизайнер Сакен Жаксыбаев рассказал о своих любимых трендах, героинях бренда ZHSaken и боли казахстанских дизайнеров.

Ваш бренд ZHSaken существует уже больше десяти лет. Как за это время изменились образы женщины и мужчины?

Действительно, в 2010 году был создан бренд ZHSaken, и мы тогда еще не делали мужскую коллекцию. Это сейчас под влиянием рынка появилась потребность создавать микс женской и мужской линий, хотя женская, конечно, преобладает. Если говорить о том, поменялся ли образ героев, то могу отметить, что мы всегда старались делать коллекции в одном стиле, которые глобально не отличаются друг от друга. Это если не считать каких-то капсул, которые были представлены, например, в рамках Visa Fashion Week. Одну из них мы посвятили Шотландии, Елизавете II и замку Балморал. Это был порыв сердца, души, фантазии. Ведь я по образованию преподаватель английского и истории, я был сильно увлечен домом Виндзоров и судьбой самой королевы. Тогда и коллекция получилась как будто «вырванной», непохожей на другие.

А так все линейки, которые создаются и тогда, и сейчас, получаются «ровными», некоторые образы даже могут плавно переходить из предыдущей коллекции в нынешнюю, и они между собой очень хорошо гармонируют, между ними возникает синергия. Если говорить о том, есть ли у бренда перепад «настроения», трендов, стилей, подач, то мы всегда опираемся на определенный костяк. Например, мне нравятся хорошие брюки палаццо, рубашки, пиджаки, красивые ретро-платья, блузки с гипертрофированными бантами. Поэтому могу сказать, что капсулы глобально не меняются, хотя в последнее время они стали коммерческими. Так произошло, потому что мы объединили наш бутик с офисом и у меня появилась возможность чаще общаться с клиентами. Их вкусы и предпочтения влияют на коллекции. Без этого никак, ведь, чтобы держаться на рынке более десяти лет, бренд должен быть коммерчески успешным. Это самое главное. Кстати, новые линии, которые будут представлены в ноябре на Visa Fashion Week Tashkent и 20 декабря в Алматы, переплетаются с последним дропом: тот же черный цвет, те же фактуры. Но могу сказать, что он точно будет сложнее, потому что всегда есть рычаги, которые помогают сделать линейку масштабнее и интереснее.

А если говорить об образе женщины, героиня ZHSaken, какая она?

В первую очередь она уверенная в себе, не заточенная на логоманию, абсолютно бодипозитивная, умеющая в своем гардеробе комбинировать качественные базовые вещи, например в стиле «тихой роскоши». Она обладает большой насмотренностью и экспертизой в отношении трендов и дизайна. Это человек, который не стремится надеть все последние кричащие тренды. Я обожаю, когда мои клиенты и девушки ZHSaken носят черную котоновую футболку и широкие брюки палаццо из качественной шерсти, а сверху кашемировую водолазку или джемпер. Мне нравится такой образ. Я сам редко когда ставил где-то свой логотип. На одежде бренда были лозунги, но желания отметить предметы гардероба эмблемой ZHSaken или Saken Forever у меня никогда не было и нет.

Сакен Жаксыбаев

Поговорим о трендах. Какие из текущих тенденций вы одобряете, а какие нет?

Мне всегда нравилась история, которая сейчас набирает популярность, — это «тихая роскошь». Для меня этот тренд очень близкий по духу. Конечно, когда необходимо, я могу надеть ультрамодные вещи с последних фэшн-показов, но в повседневной жизни я ношу простые джинсы, футболки, бейсболки, как сейчас. И я обожаю тренд, когда все выглядит просто, нет никакой нарочитой надуманности, желания быть крутым, модным.

Еще мне нравится осознанный шопинг. Не когда люди стремятся купить много всего, а когда у них есть одно правильное черное платье или функциональная капсула. Также я увлечен тенденцией на upcycling, и мне очень нравится, когда люди носят красивый винтаж, сочетая его с новыми вещами. Например, это может быть комбинация из джинсов Levi’s, которые вы купили в секонд-хенде, и дорогой футболки без логотипов брендов The Row, Cos или Dries Van Noten. Я и сам уже 12 лет ношу джинсы, которые купил за 15 долларов — моя лучшая покупка.

Если мы будем говорить о том, что мне не нравится, то могу выделить гипертрофированность оверсайз-силуэтов, это то, что делает, например, Vetements. Я считаю это неестественным, очень сложно такую одежду носить в повседневной жизни, передвигаться в ней, ездить в общественном транспорте. Чтобы носить такие вещи, у тебя должна быть своя машина, водитель и помощник. Я всегда рассматриваю предметы гардероба с позиции носибельности.

Я также люблю пайетки, но считаю, что они должны в образах быть дозированы. Я, кстати, хотел поработать с анималистическим принтом, но мне кажется, это очень сложно и рискованно. С ним легко можно переступить черту, и тогда получится не элегантно и утонченно, а вульгарно и пошло.

А что насчет вашего шопинга? Вы сами покупаете себе вещи в секонд-хенде?

Я обожаю покупать вещи в секонд-хенде. У меня есть много отличной одежды оттуда, которую я с удовольствием ношу. Но я тоже не скупаю все подряд, а тщательно выбираю. Например, я не покупаю там обувь, потому что это уже вопрос гигиены. Но могу отыскать для себя хорошие джинсы, например Levi’s 501, куртки из денима и винтажные лимитированные футболки, к примеру, с концертных туров знаменитых артистов, потому что такого уже нигде не найти.

Какие бренды вы можете отнести к своим любимым?

Очень люблю минималистичный Jil Sander, причем я пристрастился к нему еще тогда, когда марка не была мейнстримом и вещи продавались только во Франкфурте. Потом в моем гардеробе стали появляться Yohji Yamamoto, Comme des Garçons и Ann Demeulemeester. Когда я устал от этого готического черного и мне захотелось цвета, колористики и принтов, я открыл для себя Dries Van Noten. Я до сих пор его обожаю.

Сегодня я не могу сказать, что я увлечен шопингом, потому что в Алматы у меня физически нет на это времени, а онлайн я не заказываю из-за печального опыта. Но когда приезжаю в Европу, там я могу пройтись по магазинам, однако делаю это целенаправленно. И то я покупаю вещь, только если она действительно того стоит или продается на распродаже с хорошей скидкой. Без надобности я вряд ли ее приобрету. В отпуске у меня с собой, как правило, два чемодана одежды и там нет места для большого количества новинок.

Сегодня в Казахстане появилось достаточно большое количество брендов. Какие из них вы могли бы отметить?

Мне нравится то, что делают SLT addict. Я очень уважаю этот труд, ведь это сложный процесс: разрабатывать дизайн, поддерживать своих сотрудников, обеспечивать работу цехов, что бы ни случилось. У бренда есть своя линия, своя ДНК, абсолютно узнаваемая.

Из марок в стиле femme fatale мне нравится Газиза Шабдарбаева и ее бренд InClover. Я буквально недавно ей говорил, что из года в год у нее коллекции становятся более продуманными, чувствуется ее рост. Когда она только начинала, у нее в дропах было много стилей, а сейчас линейки получаются довольно цельными.

Еще могу выделить Tatyana Yan. Бренд напоминает мне микс Lacroix и Dries Van Noten. Она умеет прекрасно работать с тканями, фактурами и принтами.

Вы по образованию историк, а по призванию дизайнер. История и мода вообще очень похожи: они обе возобновляются. По вашему мнению, как можно оставаться новатором в условиях повторяющихся трендов и событий?

Я полюбил историю государств именно через историю костюма, потому что мне всегда нравилось изучать, во что одевались цари, шейхи, императоры. Мне нравилось рассматривать историю Российской Империи через призму костюмов Петра I, Петра III, Елизаветы Петровны, Екатерины I. Историю Франции я полюбил благодаря дворцовым переворотам и Людовику XIV, который был «королем-солнце», и Марии-Антуанетте. Судьбу Австрии я лучше узнал через Франциска II. То есть сначала я изучал именно костюмы, а потом углублялся в историю стран, и это стало моим любимым предметом в школе, как, кстати, литература и география.

Что касается повторяющихся тенденций, могу описать это одним выражением: «Кто не знает прошлого, у того нет будущего». Я могу перефразировать это так: «Кто не знает историю своего традиционного наряда, у того нет глобального, интересного будущего». То есть всегда можно отследить что-то занимательное, видоизменить это и создать что-то особенное и новаторское. И мне, как историку, это сильно помогает в работе. Поскольку, если я что-то узнаю, я углубляюсь в эту тему, стараюсь найти такие моменты, которые не повторяются в прошлом, и пытаюсь привнести это в наряды своего бренда. Когда я работаю над капсулами, я ищу в них пересечения с другими эпохами и делаю так, чтобы новинки обязательно гармонично сочетались с предыдущими линиями. Кстати, сейчас я увлеченно изучаю историю орнамента.

Сакен Жаксыбаев

А если говорить об истории казахстанской моды, как бы вы могли вкратце ее описать?

Могу сказать, что она яркая, новая, интересная, своеобразная, но, к большому сожалению, пока нерентабельная.

Расскажите о боли казахстанского дизайнера.

Клиенты все еще хотят носить бренды, логотипы, они пока что не готовы «зацепиться» за стиль old money. Хотя сейчас многие с гордостью надевают вещи казахстанских брендов, потому что есть тактильный и личностный контакт дизайнера и человека.

А если говорить о трудностях казахстанских дизайнеров в глобальных масштабах, что вы можете выделить?

Наша страна за последние 30 лет привыкла к тому, что деньги можно получить из нефтяной и газовой отрасли — это быстро. А текстильная промышленность — это труд. К тому же деньги, которые вы условно вкладываете в нее сегодня, получить можно будет только через время, а предприниматели оказываются к этому не готовыми. Поэтому в плане инвестиций казахстанская мода нерентабельна, у брендов нет инвесторов. Мало кто понимает, что мода — это бизнес, а не просто творчество.


Автор. Эльмира Колмакова. Фото. Тимур Эпов.

Поделиться: