Молодой дизайнер и основатель казахстанского бренда PUDRA Виктор Хан может похвастаться исключительным списком достижений. Но как человек, искренне увлеченный модой, он уверен: главные победы – впереди.
Об увлечении модой
Путь в мир моды начался еще в школе – в пятом классе я был твердо уверен, что стану дизайнером. Уже тогда я проявлял интерес к одежде и даже рисовал эскизы. Показы мод транслировали по телевизору крайне редко, и не всегда удавалось их посмотреть, но каждый вечер перед сном я представлял, какую одежду создавал бы. В целом могу сказать, что любовь к моде мне привила мама. Она одевала нас отлично от других сверстников и всегда давала свободу выбора. Помню, как мы ехали на другой конец города, чтобы купить трендовые на тот момент кожаные брюки. Я был самым модным в классе.
Об образовании
Я поступил в институт на факультет «Дизайн костюма», несмотря на то, что родители настаивали на образовании архитектора. Сейчас я согласен с ними: поступи я тогда на архитектора, мое видение было бы несколько другим и уж точно не помешало бы заниматься производством одежды. А возможно даже помогло бы создавать что-то более уникальное. Не могу сказать, что получал удовольствие от учебы и, пожалуй, добросовестным студентом меня было трудно назвать. Учебу окончил с трудом – в то время начался разлад в семье и мои родители развелись, что отразилось на моей жизни и успеваемости. Интерес к созданию одежды пропал, но любовь к моде осталась.
О начале карьеры в мире моды
Мое первое место работы – продавец-консультант в бутике Jean Paul Gaultier. Я прошел строгий отбор и обучение, прежде чем прикоснулся к изделиям своего кумира. При поступлении новых коллекций я рассматривал каждое изделие, каждый шов – это была любовь с первого взгляда. Примерно в это же время в Россию пришла компания Inditex, с которой начался мой длительный и успешный путь работы в ретейле. Было одновременно радостно и грустно, ведь о создании собственных коллекций пришлось забыть. Но, к счастью, ненадолго.
О развитии моды в Казахстане
В 2012 году Saks 5Th Avenue пригласили меня на позицию менеджера по визуальному мерчендайзингу. И я снова прикоснулся к работам известных Домов, снова увидел красоту в одежде. Работая на этой должности, я очень быстро обзавелся кругом друзей из мира моды Казахстана. В то время Саят Досыбаев создал шоурум казахстанских дизайнеров BackStage и пригласил меня в качестве управляющего. Там я познакомился с еще большим количеством дизайнеров, узнал много новых казахстанских брендов.
Я был уверен, что модный рынок Казахстана получит стремительный рост и развитие – дизайнеров станет больше, увеличится производство, повысится качество и появится возможность выйти на международный рынок. В этом мнении меня поддерживали Сима Розикова, Жанель Бертаева, Анара Кукиева – вместе мы делали портал The Front Row, где я писал на тему светской хроники. В то же время Жанель Бертаева организовала Mercedes Benz Fashion Week, и это событие стало значимым для модного Казахстана. Проводилось все больше мероприятий, появились новые фэшн-издания, открывались новые бутики. Именно в этот момент я решил, что пора сделать что-то свое и стать частью свежего витка в индустрии. Я пригласил Лауру Малдыбаеву как спонсора коллекции, как сооснователя бренда Mod.S и как человека, с которым у нас были схожие взгляды на готовый продукт.
О первом опыте в дизайне
Mod.S изначально создавался как бренд премиум-класса. Мы использовали ткани и фурнитуру французского и итальянского производства. Даже подкладочные материалы были исключительно из 100% шелка или 100% вискозы. И конечно, особое внимание уделялось качеству – все наши швеи и конструкторы учились находить нестандартный подход к крою и пошиву. Это не могло не отражаться на стоимости готового изделия и объеме производства, но мы не отступали. Mod.S стал участником Недели моды в Алматы и Астане, наши изделия покупали клиенты из Лондона, Израиля, России, а сама коллекция продавалась в бутиках Seven Life Store в Астане и в бутике Numero Uno в Esentai Mall.
Честно скажу, бренд не окупал себя. Мы были в постоянном минусе, и резкий скачок доллара изменил планы. Мы перестали участвовать в Неделях моды, и финансирование постепенно сокращалось. Лаура предлагала сосредоточиться на индивидуальном пошиве и коммерческих изделиях, я же настаивал на новых коллекциях – и на этом наши пути разошлись. Сейчас у бренда в этом виде нет будущего, возможно, я к нему вернусь со временем, но уже с другим подходом – более коммерческим, менее затратным, но таким же уникальным и интересным.
Об успехе PUDRA
Главная причина успеха – это мода и качество по доступной цене. Это то, на чем я сосредоточился при создании бренда PUDRA. Мне важно было сделать именно масс-маркет-продукт с уникальными взглядом и стилем. И я считаю, что у нас это получилось. Безусловно, успех был достигнут не без помощи рекламы. Блогеры, ифлюенсеры, вижуалы на билбордах, предоставление одежды для съемок, работа с известными людьми – все это привело нас к тому, где мы сейчас.
Вместе с Артуром Уманским, сооснователем PUDRA, мы имеем общий взгляд и подход к созданию коллекций и к тому товару, который предлагаем в наших магазинах. Важно заметить, что около 50 процентов изделий, которые мы продаем, являются нашим производством. Но с каждым новым сезоном мы расширяем сегмент и со временем придем к стопроцентному собственному пошиву.
О героине PUDRA
PUDRA подходит девушкам любого возраста, стиля, религии и уровня дохода. Все изделия имеют современный дизайн и изготавливаются исключительно из качественных материалов. Главная героиня бренда – девушка, которая любит менять свой образ в зависимости от настроения, погоды и событий в жизни, будь то отпуск, деловая встреча или свадьба. Она стремится оставаться модной, стильной и гармоничной, не затрачивая больших средств на свой гардероб. Наши клиенты – девушки разного материального достатка, и я считаю, что это прекрасно.
О вдохновении
Безусловно, зарубежные коллеги задают тренды, но мы оборачиваем их в свое уникальное видение. Казахстан находится в Центральной Азии, где проживают абсолютно разные люди: одни ориентированы на западную моду, другим ближе восточный дух. Поэтому, создавая коллекции, мы стараемся учесть все предпочтения и исходить из наших культурных особенностей и традиций.
О собственном стиле
Мой собственный стиль — это смешение классики и спорта. Я люблю носить двубортный пиджак, например, с шортами и футболкой. Или обуть кроссовки под классические брюки с рубашкой и свитшотом. Выбирая одежду, предпочитаю монохром – черный, белый, серый и синий. Я не люблю принты, надписи на одежде, не люблю сложный крой и предпочитаю многослойность даже летом. Мне нравятся объемные, немного оверсайз вещи и солнцезащитные очки. Благодаря нашему климату я могу их носить круглый год.
О планах
В планах сосредоточиться на развитии бренда PUDRA. Сейчас мы планируем открытие третьего магазина в Алматы, второго магазина в Астане и дальнейшую экспансию в Москве. Мы видим, что многие бренды открываются в ОАЭ, и, возможно, это станет и нашей целью. Мы хотим полностью перейти на собственное производство и открыть пошив коллекций здесь, в Казахстане, не потеряв в цене и качестве. Расширить линейку, предложить нашим клиентам обувь собственного производства. Когда наступит подходящее время, мы планируем делать монопоказы. Что касается мужской или детской линии, то пока в планах этого нет, но и полностью исключать этот вариант мы не можем.
Автор. Harper’s BAZAAR Kazakhstan. Фото предоставлены героем.