Драматическая судьба сграффито Евгения Сидоркина на фасаде кинотеатра «Целинный»: оно было утеряно (все думали, что его уничтожили), потом случайно найдено и теперь любимая поколениями алматинцев орнаментальная роспись начинает свою новую жизнь, сохраняя при этом свою историю.
Текст: РУС БИКЕТОВ RUS BIKETOV
Фото: ЮРИЙ ПАЛЬМИН YURIY PALMIN
Октябрь 1964 года. Вспыльчивого Никиту Хрущева смещают с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Управлять Советским Союзом назначают Леонида Брежнева, которого историки моды потом назовут одним из самых стильных руководителей страны. Впереди пара десятилетий одновременного застоя и стабильности.
В это же время в столице Казахской ССР, Алматы, завершается строительство самого масштабного кинотеатра в республике – «Целинного». В городе начинает развиваться советское монументальное искусство, во многом благодаря художникам, сосланным из Москвы и Ленинграда, чье творчество не соответствует идеологическим установкам властей. Путь нашего героя – Евгения Сидоркина – сильно отличается от них. Художник-график оказывается в Казахстане не из-за репрессивной политики, а по зову любви.
Роман между всенародной любимицей художницей Гульфайрус Исмаиловой и Евгением Сидоркиным начался еще во время их обучения в Ленинградском художественном институте имени И. Репина. Там же они и поженились. Их отношения были не только личными, но и творческими: они оба вдохновлялись художественными идеями друг друга, а в их работах есть отражение безмерной любви.
После окончания обучения в 1957 году Гульфайрус Исмаилова настаивает на переезде в Алматы. Сначала Евгений Сидоркин просто отправляется за своей супругой, но уже в первые годы жизни влюбляется в казахскую культуру и вдохновляется ее историей. Спустя несколько лет он создает иллюстрации к народным сказкам «Веселые обманщики» и «Казахский эпос», выпускает большую серию автолитографий «Казахские национальные игры» и «Аксакалы». Его иллюстрации к роману Мухтара Ауэзова «Путь Абая» отмечены Государственной премией Казахской ССР имени Чокана Валиханова.
Имя Евгения Сидоркина прочно связано с историей искусств Казахстана. Он внес большой вклад в развитие казахской графики и монументального искусства. Свой след художник оставил и в амбициозном проекте кинотеатра «Целинный». В октябре 1964 года художественный совет Казхудожфонда постановил принять «с оценкой отлично» выполненную им «орнаментальную роспись способом сграффито». Это была большая многослойная композиция в фойе кинотеатра.
Спустя пару десятилетий начинается перестройка и сложные 90-е годы. Несмотря на абсолютную невостребованность искусства, оно переживает развитие. Художественная борьба нового и старого накаляется. Работы прошлого вступают в конфликт с современными течениями.
В 2000 году здание кинотеатра «Целинный» реконструируется новым владельцем. Основной зал разделяют на два, вносят изменения в фасад и надстраивают второй этаж. Почти двадцать лет сграффито Евгения Сидоркина считается утерянным, предполагается, что его разрушили во время строительных работ. На долгие годы остается только его реплика на южном фасаде здания. К слову, тогда об искусстве мало кто думал, нужно было выживать в новых реалиях независимости и строить «Казахстан – 2030».
Кто знает, какое будущее ожидало бы здание бывшего кинотеатра, которое некоторые эксперты относят к памятникам раннего модернизма, если бы в 2016 году его не выкупил бизнесмен и меценат Кайрат Боранбаев. Тогда же он объявил о создании Центра современной культуры «Целинный» – одного из первых институциональных проектов современного искусства и культуры в Казахстане.
В 2018 году команда ЦСК начинает подготовку к реконструкции здания. В ходе работ неожиданно обнаруживаются остатки того самого сграффито Евгения Сидоркина, которое считалось уничтоженным. Это открытие становится самым обсуждаемым событием не только среди художественного сообщества, но и, на удивление, среди многих горожан.
За судьбой того, что осталось от монументальной работы художника, внимательно следили несколько лет. Будущее динамичной композиции, изображающей искаженных наездников на лошадях, пластичные танцы женщин и рождение новой жизни, стало предметом бурных обсуждений. Одни выступали за полную реконструкцию, а другие желали все оставить нетронутым.
Центр современной культуры создал важный прецедент для нашего общества. Несмотря на то, что «Целинный» – частная собственность, команда вступила в диалог с местными жителями. Как итог: несколько общественных слушаний, на которых решалась судьба популярного сграффито. В своем проекте здания ЦСК британский архитектор пакистанского происхождения Асиф Хан решил отодвинуть акцент от работы Евгения Сидоркина в пользу современных художников. Он предложил оставить сграффито в том состоянии, в котором его нашли, но сверху покрыть белой краской, через которую будут видны очертания работы. Таким образом сохранится история, неотягощающая настоящее и будущее современного искусства страны.
Решение было поддержано большинством арт-экспертов. И наверное, оно единственно верное. Давайте не забывать, что каждое искусство имеет свое время. И те разрушения, с которыми столкнулось сграффито Евгения Сидоркина, – это не только история художника и его работы, но и история нашего общества.