- Стиль жизни

05.01.17

WHO`S IN? ЮРИЙ ЛЕОНИДОВИЧ КУПЕР

О детстве, своем призвании и современном искусстве

Гражданин трех стран, архитектор и художник, чье творчество уже сегодня можно причислить к классике, поделился своими воспоминаниями о детстве и размышлениями на тему современного искусства. 

В детстве я жил в коммунальной квартире, это хорошо впиталось в мою память. Там были высокие потолки, огромный коридор, обветшалая мебель, громоздкий чулан, и вся эта атмосфера старой пыльности оставила отпечаток на мне и на моем творчестве. Вспоминая сейчас те образы, я думаю, что это было нечто действительно прекрасное.

WHO`S IN? ЮРИЙ ЛЕОНИДОВИЧ КУПЕР 1

В детстве я занимался спортом и не знал никаких художников, творчество меня тогда мало интересовало. Когда я стал заниматься искусством, меня в первую очередь покорили работы Федотова, Рихтера, Куинджи, а в итальянской живописи – Ангелика. Это художники, перед которыми я преклоняюсь.

Я случайно пришел в искусство – в мое время надо было заниматься спортом, а не живописью. Я просто не знал, куда пойти после школы, а приятель мне посоветовал пойти с ним в Строгановку. Меня и к экзаменам-то не допустили, потому что у меня даже работ не было. А потом я стал заниматься у частного преподавателя и постепенно увлекся этим делом. 

Безусловно, мой стиль видоизменялся, но с самого начала он был приблизительно таким же, как и сейчас, только более наивный. Cегодня, конечно, это уже более мастеравито. Я всегда тяготел к минимальному интимизму без ярких цветов – только монохром.

Определения направлению своих работ я не знаю и дать не смогу, потому что все эти «-измы» – это лишь выдумка искусствоведов. В искусстве есть художники-ученые, первооткрыватели, а есть маньеристы – это уже группа последователей. Так вот, всегда направление приписывают только группе, но забывают об основоположниках. Так, например, кубизм – это не Пикассо, не Брак, а Сезанн. Потому что он писал такими щетинными кистями квадратной формы, которые оставляли следы квадратного мазка. И уже после него все стали пользоваться этой манерой, которую и прозвали кубизмом. 

WHO`S IN? ЮРИЙ ЛЕОНИДОВИЧ КУПЕР 2

Куратор выставки Ольга Егармина

Себя я причисляю к ученым, но я не первооткрыватель. Есть ученые, которые сажают новое дерево, а есть те, кто создает на них новую ветвь. Я отношу себя, скорее, ко второй категории.

Я не критично отношусь к современному искусству. Наоборот, я считаю, что сегодня для большинства молодых людей в искусстве это единственный вариант. Будь я на их месте, я, конечно, не прибивал бы мошонку к брусчатке, но что-нибудь эдакое придумал бы точно. 

Искусством деятельность Павленского я не считаю, но его желание быть замеченным мне понятно. Когда нечего предложить, эти «художники» выкидывают что-то подобное, и, раз они добиваются признания, значит, они в чем-то правы. Можно рассуждать месяцами о том, сколько лет дать группе Pussy Riot, вместо того, чтобы просто перестать обращать на них внимание.

Переход от живописи к концептуальному искусству – это неплохо, и сегодняшняя ситуация не так печальна, как считают многие. В концептуальном жанре тоже можно много интересного сделать. Просто, здесь больше самозванцев, и трудно понять, кто на самом деле мыслит правильно, а кто нет. Потому и появилась эта многочисленная армия эпатажистов, которые стремятся шокировать публику, привлечь к себе внимание. Из интересного в этом направлении я могу выделить сербскую художницу Марину Абрамович, ее перформансы – это действительно новый жанр. 

Автор: Анвар Мусрепов
Фотографии: Анвар Мусрепов
Публикация: 05.01.2017, 10:00
Теги:
Интервью
© 2017 «Partners Media Group». Все права защищены.