В мире нет ни одного другого аксессуара, который бы заключал в себе величие, власть, роскошь, интриги, опасность и страсть. Да, тиары множество раз оказывались в центре исторических событий, когда их владелицы, например, впервые заявляли о себе миру или когда столь ценные украшение внезапно становились причиной наследственных споров.
Однако сегодня тиары утратили былой символизм, став самым переосмысленным аксессуаром последнего столетия. Хорошо это или плохо — найти ответ можно в истории парижского ювелирного бренда Chaumet.
С чего все началось?
За последние 240 лет бренд создал одни из самых потрясающих головных украшений. На протяжении веков он адаптировал и трансформировал свой дизайн, постоянно задумываясь, над тем, что такое тиара, в чем ее смысл и как ее носить.
Тиары исторически символизировали власть. Их происхождение можно проследить со времен древних персидских царей. А значение им как модному аксессуару в начале 19 века придала первая жена Наполеона I — Жозефина. Императрица Франции была «иконой стиля» того времени, которая сделала тиары актуальными. Еще одна причина популяризации драгоценного аксессуара: он менее формален, чем короны, но не лишен изысканности и царственности.
История зарождения ювелирного дома Chaumet
Парижский ювелирный бренд зародился в 1780 году как Nitot, названный в честь его основателя Мари-Этьен Нито, который обучался ювелирному искусству у самого Аубера — придворного ювелира Марии-Антуанетты. Позже он разорвал с ним отношения, пережил Великую французскую буржуазную революцию, остался на плаву и даже снискал уважение дворян. А позже – и самого императора. Наполеон нанял Нито в качестве своего официального ювелира, и его мастера создали несколько тиар для его жены — императрицы Франции Жозефине.
В начале 1800-х бренд был продан ювелиру Жану Батисту Фоссену, который переименовал его в свою честь. Компания продолжала создавать украшения для французского общества, вдохновленные итальянским Возрождением и природой. Клиентура расширилась за счет иностранных членов королевской семьи, художников, скульпторов и писателей. Под руководством Жана-Валентина Мореля, а затем его сына Проспера Мореля, бренд привлек внимание британских королевских особ, включая королеву Викторию.
Тиары стали символом женственности, богатства и, самое главное, брака. Это придало им еще большую значимость: аксессуар означал объединение двух семей и передавался по наследству как реликвия поколений. Более молодые владельцы часто переделывали дизайн в соответствии с модой того времени.
Эволюция стиля
В 1885 году дочь Проспера — Мари вышла замуж за ювелира Жозефа Шоме, который присоединился к модному дому. Он вступил во владение в 1889 году и переименовал его в свою честь (по традиции). Вскоре после этого, интерес к тиарам вырос еще больше, и они стали популярными не только среди европейских королевских семей, но и в нью-йоркских светских кругах. Женщины носили их на торжествах, чтобы показать свой социальный статус.
После Первой мировой войны, примерно в то время, когда сын Джозефа Марсель унаследовал марку, носить тиару стало неприлично. Изменения в экономике, обстоятельства послевоенного непростого времени внесли свои коррективы. Тем не менее, как хорошо забытое старое, тиары снова адаптировали под новые реалии. В 1920-х годах Флэпперы (прозвище свободных, эмансипированных девушек, которые олицетворяли поколение «ревущих двадцатых», полная противоположность викторианских стандартов) носили их низко на лбу, а не поверх волос (императрица Жозефина именно так и носила в 1800-х годах — признак того, что тренды повторялись веками).
Так тиара из символа королевского статуса превратилась в модный аксессуар. К слову, когда Chaumet начинал свою деятельность, диадемы можно было купить исключительно лично. Теперь же, их можно заказать онлайн.
Новый интерес
Сегодня диадемы так же продолжают проникать в поп-культуру. Как отметил генеральный директор Chaumet Жан-Марк Мансвельт, тиары снова становятся популярными. Кстати, он поделился забавным случаем из своей практики: один из его клиентов заказал тиару, чтобы просто покрасоваться перед своими сотрудниками, а быть может, и показать свое превосходство…
Возродить интерес к тиаре так же помог сериал «Бриджертоны», ставший хитом 2020 года, когда количество онлайн-поисков и продаж одежды эпохи Регентства увеличилось в разы.
Одной из причин современной привлекательности тиар является то, что они трансформируемы и позволяют адаптировать их к стилю жизни абсолютно любого человека. Например, тиару, купленную для свадьбы, можно разделить на части и носить как ожерелье, пару браслетов или брошь. С таким же успехом аксессуар может превратиться в семейную реликвию, которая будет переходить из поколения в поколение по женской линии.
Оригинал статьи Harper’s BAZAAR UK можно прочитать здесь.
Автор. Harper’s BAZAAR Kazakhstan. Источник заглавного фото: Shutterstock.com. Автор: Kathy Hutchins