Владелица сети магазинов казахстанских дизайнеров FashionPark Алия Абдибаитова о том, что новый карантин станет губительным для локального фэшн-бизнеса.

Все мы знаем, что первую волну коронавируса часть малых и средних предприятий в Казахстане смогла «пережить» за счет имевшихся материальных запасов, чудом выкроенных резервов и возможностью отправить сотрудников в очередной трудовой отпуск. Часть, но не все. Согласно официальной статистике, по состоянию на 1 квартал 2020 года одна четвертая ИП, а это, на минуточку, порядка 300 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса, приостановили свою деятельность. Сколько на сегодняшний день из них уже окончательно закрылись, и сколько «новеньких» прибыло в полку, статистика умалчивает. Ну не любят наши уполномоченные органы делиться в открытом информационном пространстве «некрасивыми» цифрами… Остается лишь догадываться о реальном количестве разорившихся магазинов, ресторанов, сервис-центров и других субъектов бизнеса …

Несомненно, одно. Все до единой предпринимаемые правительством «меры по сдерживанию распространения коронавирусной инфекции» в геометрической прогрессии увеличивают количество «загибающихся» малых и средних компаний. В числе таких «мер» и режим ЧП, и пресловутые карантинные выходные, и ограничивающиеся от региона к региону только фантазией местной исполнительной власти ограничительные меры в отношении субъектов розничной торговли и сферы обслуживания.  Взять хотя бы последнее из модных нововведений в борьбе с коронавирусом – карантинные выходные. Как, каким образом, в какой степени работа магазинов, общепита, салонов и других субъектов МСБ может негативно повлиять на эпидемиологическую обстановку, когда уже в каждом самом маленьком магазинчике стоит средство для обеззараживания рук, в магазинах побольше – ограничен вход большому количеству людей и запрещено нахождение внутри помещения без медицинской маски? Сегодня каждый владелец, продавец, консультант встречает своего покупателя во всеоружии – в маске, перчатках, с соблюдением дистанции. Причем все эти защитные меры владелец бизнеса обеспечивает своими силами, за свой счет! При этом переполненные автобусы, массовые скопления людей в лабораториях по забору анализа на COVID-19, очереди в аптеках, отсутсвие мест в больницах – то, что регулируется государством – усилить распространении инфекции, получается, не могут!

Другая «прелесть» очередного локдауна для бизнеса окажется не просто нокдауном, а скорее всего нокаутом. Так уже сегодня в магазинах Fashion Park (сеть магазинов казахстанских дизайнеров) уже стоит вопрос о сокращении точек и людей в компании. Государство приняв решение о введении жесткого карантина и вовсе лишит бизнес последних средств к существованию. Почему за ошибки и просчеты власть имущих должны страдать люди, теряя работы, лишаясь возможности просто прогуляться по парку или выехать в горы, на озеро?  МЫ все добросовестно сидели на карантине апрель и часть мая, почему государственные органы не просчитали, не предусмотрели разные схемы развития событий и заранее не подготовились? Почему министр здравоохранения сегодня пугает нас страшными цифрами, а не сделали аналогичный просчет два месяца назад, тем самым вовремя спланировав закуп, тестов, препаратов и дополнительных больничных мест и дополнительных колл-центров?

новый карантин

Итак, вторая волна коронавируса, прогнозируемая на осень, настигла нас, судя по всему, уже сейчас. Сколько предприятий, маленьких и не очень, закроется навсегда в новый карантин – страшно представить. Все запасы исчерпаны, зарплату платить нечем, а искаженное внимание к субъектам МСБ со стороны государства нанесет сокрушительный завершающий удар даже по самым стойким. Да не нужно нам такое внимание! Займитесь уже прямыми, а не косвенными мерами по минимизации второй волны коронавирусной инфекции. Обеспечьте всех заболевших местами в больницах, проконтролируйте своевременное поступление медикаментов в аптеки, предотвратите ценовые спекуляции на лекарственных препаратах! Люди вынуждены простаивать в длинных очередях, чтобы купить парацетамол, и то, если повезет и он будет в наличии! До скорой, не дозвониться, а ожидание ответа занимает до получаса (!). Специализированные колл-центры, призванные оперативно реагировать на обращения населения и консультировать по «горячим» ковидным вопросам, молчат, к ним вообще невозможно дозвониться!

Локдаун окончательно добьет малый бизнес и не факт, что спасет от КОВИД 19. Нокдаун для ритейла, нокдаун для общепита, сферы обслуживания, туристического бизнеса. И опять все в проигрыше – вроде как турфирмы начали получать заявки на путевки в дома отдыха внутри Казахстана, но радость была недолгой. Новый карантин сделает свое дело, все будут сидеть в своих городах/областях. Но теперь несут убытки не только турфирмы, но и рядовые потребители. Что делать тем, кто уже купил путевку для отдыха в другом регионе Казахстана, но теперь не сможет ею воспользоваться? Похоже, этот вопрос станет в один ряд с другими вопросами к нашему государству, которое обладает удивительной способностью делать их риторическими…


Новый карантин: локдаун или нокдаун для бизнеса. Автор. Алия Абдибаитова. Фото. Алмаз Толеке.

Поделиться: