Отечественная мода еще ожидает период своего расцвета, а каждый казахстанский дизайнер — своего звездного часа. Ведь fashion-индустрия нашей страны не развивается семимильными шагами, хотя предпосылки к этому, безусловно, есть. А январские события в Казахстане, внезапно настигшие нас, оставили свой след на всех сферах жизни общества и государства, в том числе и на сфере моды. Какой она будет теперь, и можно ли уже сейчас строить какие-либо прогнозы? И какие существуют проблемы моды в Казахстане? Отвечают локальные дизайнеры.

Алексей Чжен
дизайнер Alex Chzhen и основатель Kazakhstan Fashion Week 

проблемы моды в Казахстане

«Сейчас мы находимся в такой ситуации, когда люди должны объединиться для того, чтобы жить в безопасном государстве и иметь возможность творить. Конечно, недавние январские события в Казахстане повлияют на все сферы деятельности, в том числе и на fashion-индустрию. Я думаю, что сейчас в большей степени поменяются приоритеты. Этот процесс был запущен во время карантина, но сейчас он только ускорится. Трудно делать какие-либо прогнозы, но все же людям стоит задуматься о том, что они делают и нужно ли им это», — поделился дизайнер.

«Я убежден, что сейчас не время расслабляться. Нужно, наоборот, увеличивать темпы и получать знания, для того, чтобы совершенствовать эту самую fashion-индустрию. Ведь в конце концов, останутся сильнейшие: те, кто готовы развивать не только собственный бренд, но и марку Made in Kazakhstan; те, кто имеют огромное желание и, самое главное, профессиональные амбиции.

Kazakhstan Fashion Week всегда ищет молодых и талантливых дизайнеров, которые болеют за свою страну и хотят не только заработать деньги своим творчеством, но и вывести нашу индустрию моды на мировой уровень, чтобы люди по всей планете носили нашу одежду с удовольствием и с гордостью говорили, что это произведено в Казахстане», — подытожил Алексей Чжен.

Айнур Турисбек
дизайнер Ainur Turisbek, доктор юридических наук

проблемы моды в Казахстане

«Сейчас созрела необходимость консолидации модной отрасли в общественный институт развития креативной экономики, задающий планку стандартов качества отечественного креативного продукта. Пришло время для конкретных шагов со стороны государства по поддержке бизнеса. Мода, если она правильно функционирует и регулируется, играет неоценимую роль в лёгкой промышленности и, в целом, в экономике страны. Такой общественный институт мог бы создать собственную отечественную модель на базе наилучшей мировой практики, которая не следует слепому копированию, а адаптируется к существующим реалиям. При этом, фокус должен быть на создании креативного наполнения и поиске нового, ведь мода предчувствует и живет постоянными изменениями», — считает Айнур Турисбек.

«Fashion-индустрия охватывает множество профессий (дизайнер, стилист, фотограф, видеограф, модели, швеи, конструкторы, технологи, мастера по коже, меху, байеры, мерчендайзеры, арт-директоры) и способна создать множество рабочих мест, заинтересовать и занять население, тем самым предупредить социальную напряженность.

Она также способствует развитию туризма. Это можно увидеть на примере мировых Недель мод в Париже, Милане, Лондоне, Нью-Йорке, где миллионы людей прилетают на показы, чтобы воочию увидеть коллекции дизайнеров, что способствует развитию городов и их инфраструктуры (гостиниц, туристических объектов, музеев, театров), а также увеличивает оборот торговли и налоговые поступления в бюджет.

Дизайнеры представляют страну и знакомят с ее культурой и традициями, важно делать это достойно, с полным пониманием ответственности», — заключила дизайнер.

Айка Алеми
дизайнер Aika Alemi, директор Kazakhstan Brand Incubator и Born Nomad

проблемы моды в Казахстане

«Во-первых, нам нужно перестать продавать за бесценок сырье (шерсть, кожу, мех, хлопок) за рубеж и начать перерабатывать его в пределах своей страны, чтобы иметь возможность производить готовые товары с большой добавленной стоимостью. Успех такого подхода был заметен еще в 1990 году, когда легкая промышленность приносила 25% прибыли в бюджет Казахской ССР и была на третьем месте по поголовью овец после Австралии и Китая.

Во-вторых, наше государство и инвесторы должны поменять своё отношение к моде и креативу, и понять, что это не просто «тусовка», а настоящий бизнес, который выгоден всем участникам. Во многих странах fashion-индустрия давно вносит большой вклад в увеличение благосостояния страны, и это стоит признать.

В-третьих, нам необходим национальный совет по развитию моды и креативных индустрий по аналогии с USAID, British Council, Institut Français, Goethe Institute, который бы мог финансировать и стратегически развивать эту сферу», — считает Айка Алеми.

«Стоит также отметить, что у нас в стране есть давняя проблема низкого стандарта образования в сфере дизайна и моды, поэтому в Казахстане нужно открыть международные университеты и колледжи по подготовке швей, ремесленников, дизайнеров, конструкторов, технологов и материаловедов.

В заключении хочу сказать, что для дальнейшего развития fashion-сегмента, государству необходимо понять, что мода — это не только индустрия, но ещё и культура, и дипломатия. Оно должно стать ее партнёром и использовать в качестве культурного и цивилизационного амбассадора имиджа страны во всем мире», — подытожила основательница и дизайнер Aika Alemi.

Жанара Мирзажанова
дизайнер WeNera, стилист Harper’s BAZAAR Kazakhstan

проблемы моды в Казахстане

«Как известно, индустрия моды по большей части не производит товары первой необходимости, если только это не изготовление спецодежды или униформы, поэтому чаще всего в периоды потрясений и кризисов она оказывается в числе наиболее уязвимых отраслей.

Думаю, в нашей стране в ближайшее время многие бренды одежды и аксессуаров, скорее всего, снова ожидает спад производства и снижение объёма продаж, как это было во время первой волны пандемии. В лучшем случае, активность восстановится к мартовским праздникам, и необходимо будет быстро среагировать на изменения и адаптироваться к новым реалиям.

Я и мои коллеги по WeNera, опираясь на личный и профессиональный опыт, а также представления о развитии мировой моды, стараемся сохранять все тот же оптимизм, с которым мы запускали наш бренд в начале 2020 года, как раз перед всемирным локдауном. Вспоминая предыдущие кризисы и потрясения в нашей стране, да и глобально по всему миру, я понимаю, что все исторические процессы цикличны, а значит «хорошее» сменит «плохое». Это, безусловно, вселяет надежду на позитивные перемены», — считает Жанара Мирзажанова.

«В наши дни кризис, вызванный коронавирусом уже ознаменовался полной сменой приоритетов и трендов, которые укрепились в предшествующий период. Круглосуточное нахождение в домашнем пространстве, с одной стороны, вызвало огромный спрос на комфортную, кэжуал-одежду, а также пижамный и спортивный стиль. А с другой — усилилась тяга к ярким нарядам и красивым вещам. Сам акт совершения такой покупки, будь она сделана онлайн или офлайн — это своеобразная шопинг-терапия от стресса.

Но есть и другая сторона медали, в периоды острой нестабильности у многих из нас появляется страх не успеть «выгулять» новую покупку. И в связи с этим, думаю, стоит ожидать ещё более динамичного развития цифровой моды, которая будет пополнять гардероб виртуальной одеждой, дарить возможность показать себя миру в любое время, не загрязняя при этом окружающую среду.

Что касается, последних событий в Казахстане, думаю, они скорее всего вызовут новую волну патриотических течений в дизайне. У нас в стране нет больших производств одежды, мы не находимся в центре мировой моды, и думаю в сложившейся ситуации шансы на дальнейшее развитие появляются у небольших местных брендов, ориентированных непосредственно на осознанного потребителя.

Хочется надеяться, что будущее индустрии — за уникальными аутентичными марками, которые следуют принципам, заложенным в ДНК бренда. Это своего рода гарантия того, что клиенты будут ждать необычные, качественные вещи, через которые они будут вникать в ценности и культурное пространство. Мы же, в свою очередь, будем и дальше творить и созидать», — заключила Жанара Мирзажанова.

Сакен Жаксыбаев
дизайнер Zhsaken Woman и fashion-продюсер мероприятий

проблемы моды в Казахстане

«Для начала я хочу выразить самые искренние соболезнования всем родным и близким погибших в эти ужасные трагические дни в Алматы и Казахстане в целом. Я надеюсь и искренне верю, что, как пообещал Касым-Жомарт Токаев, участников мирных митингов не будут преследовать и наказывать, сохранив за ними их конституционное право на проведение демонстраций и пикетов», — выразил свою позицию Сакен Жаксыбаев.

«Я также надеюсь, что теперь государство будет уделять больше внимания развитию образования, культуры, в особенности молодого поколения, чтобы у них даже не возникало соблазна погрузиться в хаос и перейти на темную сторону.

Безусловно, те глобальные изменения, которые происходят в жизни нашего государства и в политике, в первую очередь, коснуться экономических преобразований, и они в свою очередь благоприятно повлияют на развитие fashion-индустрии как части культуры в нашей стране», — считает дизайнер.


Автор. Harper’s BAZAAR Kazakhstan. Фото. Пресс-офисы марок. Instagram.

Поделиться: