Отечественная мода еще ожидает период своего расцвета, а каждый казахстанский дизайнер — своего звездного часа. Ведь fashion-индустрия нашей страны не развивается семимильными шагами, хотя предпосылки к этому, безусловно, есть. А январские события в Казахстане, внезапно настигшие нас, оставили свой след на всех сферах жизни общества и государства, в том числе и на сфере моды. Какой она будет теперь, и можно ли уже сейчас строить какие-либо прогнозы? И какие существуют проблемы моды в Казахстане? Отвечают локальные дизайнеры.
Алексей Чжен
дизайнер Alex Chzhen и основатель Kazakhstan Fashion Week
«Сейчас мы находимся в такой ситуации, когда люди должны объединиться для того, чтобы жить в безопасном государстве и иметь возможность творить. Конечно, недавние январские события в Казахстане повлияют на все сферы деятельности, в том числе и на fashion-индустрию. Я думаю, что сейчас в большей степени поменяются приоритеты. Этот процесс был запущен во время карантина, но сейчас он только ускорится. Трудно делать какие-либо прогнозы, но все же людям стоит задуматься о том, что они делают и нужно ли им это», — поделился дизайнер.
«Я убежден, что сейчас не время расслабляться. Нужно, наоборот, увеличивать темпы и получать знания, для того, чтобы совершенствовать эту самую fashion-индустрию. Ведь в конце концов, останутся сильнейшие: те, кто готовы развивать не только собственный бренд, но и марку Made in Kazakhstan; те, кто имеют огромное желание и, самое главное, профессиональные амбиции.
Kazakhstan Fashion Week всегда ищет молодых и талантливых дизайнеров, которые болеют за свою страну и хотят не только заработать деньги своим творчеством, но и вывести нашу индустрию моды на мировой уровень, чтобы люди по всей планете носили нашу одежду с удовольствием и с гордостью говорили, что это произведено в Казахстане», — подытожил Алексей Чжен.
Айнур Турисбек
дизайнер Ainur Turisbek, доктор юридических наук
«Сейчас созрела необходимость консолидации модной отрасли в общественный институт развития креативной экономики, задающий планку стандартов качества отечественного креативного продукта. Пришло время для конкретных шагов со стороны государства по поддержке бизнеса. Мода, если она правильно функционирует и регулируется, играет неоценимую роль в лёгкой промышленности и, в целом, в экономике страны. Такой общественный институт мог бы создать собственную отечественную модель на базе наилучшей мировой практики, которая не следует слепому копированию, а адаптируется к существующим реалиям. При этом, фокус должен быть на создании креативного наполнения и поиске нового, ведь мода предчувствует и живет постоянными изменениями», — считает Айнур Турисбек.
«Fashion-индустрия охватывает множество профессий (дизайнер, стилист, фотограф, видеограф, модели, швеи, конструкторы, технологи, мастера по коже, меху, байеры, мерчендайзеры, арт-директоры) и способна создать множество рабочих мест, заинтересовать и занять население, тем самым предупредить социальную напряженность.
Она также способствует развитию туризма. Это можно увидеть на примере мировых Недель мод в Париже, Милане, Лондоне, Нью-Йорке, где миллионы людей прилетают на показы, чтобы воочию увидеть коллекции дизайнеров, что способствует развитию городов и их инфраструктуры (гостиниц, туристических объектов, музеев, театров), а также увеличивает оборот торговли и налоговые поступления в бюджет.
Дизайнеры представляют страну и знакомят с ее культурой и традициями, важно делать это достойно, с полным пониманием ответственности», — заключила дизайнер.
Айка Алеми
дизайнер Aika Alemi, директор Kazakhstan Brand Incubator и Born Nomad
«Во-первых, нам нужно перестать продавать за бесценок сырье (шерсть, кожу, мех, хлопок) за рубеж и начать перерабатывать его в пределах своей страны, чтобы иметь возможность производить готовые товары с большой добавленной стоимостью. Успех такого подхода был заметен еще в 1990 году, когда легкая промышленность приносила 25% прибыли в бюджет Казахской ССР и была на третьем месте по поголовью овец после Австралии и Китая.
Во-вторых, наше государство и инвесторы должны поменять своё отношение к моде и креативу, и понять, что это не просто «тусовка», а настоящий бизнес, который выгоден всем участникам. Во многих странах fashion-индустрия давно вносит большой вклад в увеличение благосостояния страны, и это стоит признать.
В-третьих, нам необходим национальный совет по развитию моды и креативных индустрий по аналогии с USAID, British Council, Institut Français, Goethe Institute, который бы мог финансировать и стратегически развивать эту сферу», — считает Айка Алеми.
«Стоит также отметить, что у нас в стране есть давняя проблема низкого стандарта образования в сфере дизайна и моды, поэтому в Казахстане нужно открыть международные университеты и колледжи по подготовке швей, ремесленников, дизайнеров, конструкторов, технологов и материаловедов.
В заключении хочу сказать, что для дальнейшего развития fashion-сегмента, государству необходимо понять, что мода — это не только индустрия, но ещё и культура, и дипломатия. Оно должно стать ее партнёром и использовать в качестве культурного и цивилизационного амбассадора имиджа страны во всем мире», — подытожила основательница и дизайнер Aika Alemi.
Жанара Мирзажанова
дизайнер WeNera, стилист Harper’s BAZAAR Kazakhstan
«Как известно, индустрия моды по большей части не производит товары первой необходимости, если только это не изготовление спецодежды или униформы, поэтому чаще всего в периоды потрясений и кризисов она оказывается в числе наиболее уязвимых отраслей.
Думаю, в нашей стране в ближайшее время многие бренды одежды и аксессуаров, скорее всего, снова ожидает спад производства и снижение объёма продаж, как это было во время первой волны пандемии. В лучшем случае, активность восстановится к мартовским праздникам, и необходимо будет быстро среагировать на изменения и адаптироваться к новым реалиям.
Я и мои коллеги по WeNera, опираясь на личный и профессиональный опыт, а также представления о развитии мировой моды, стараемся сохранять все тот же оптимизм, с которым мы запускали наш бренд в начале 2020 года, как раз перед всемирным локдауном. Вспоминая предыдущие кризисы и потрясения в нашей стране, да и глобально по всему миру, я понимаю, что все исторические процессы цикличны, а значит «хорошее» сменит «плохое». Это, безусловно, вселяет надежду на позитивные перемены», — считает Жанара Мирзажанова.
«В наши дни кризис, вызванный коронавирусом уже ознаменовался полной сменой приоритетов и трендов, которые укрепились в предшествующий период. Круглосуточное нахождение в домашнем пространстве, с одной стороны, вызвало огромный спрос на комфортную, кэжуал-одежду, а также пижамный и спортивный стиль. А с другой — усилилась тяга к ярким нарядам и красивым вещам. Сам акт совершения такой покупки, будь она сделана онлайн или офлайн — это своеобразная шопинг-терапия от стресса.
Но есть и другая сторона медали, в периоды острой нестабильности у многих из нас появляется страх не успеть «выгулять» новую покупку. И в связи с этим, думаю, стоит ожидать ещё более динамичного развития цифровой моды, которая будет пополнять гардероб виртуальной одеждой, дарить возможность показать себя миру в любое время, не загрязняя при этом окружающую среду.
Что касается, последних событий в Казахстане, думаю, они скорее всего вызовут новую волну патриотических течений в дизайне. У нас в стране нет больших производств одежды, мы не находимся в центре мировой моды, и думаю в сложившейся ситуации шансы на дальнейшее развитие появляются у небольших местных брендов, ориентированных непосредственно на осознанного потребителя.
Хочется надеяться, что будущее индустрии — за уникальными аутентичными марками, которые следуют принципам, заложенным в ДНК бренда. Это своего рода гарантия того, что клиенты будут ждать необычные, качественные вещи, через которые они будут вникать в ценности и культурное пространство. Мы же, в свою очередь, будем и дальше творить и созидать», — заключила Жанара Мирзажанова.
Сакен Жаксыбаев
дизайнер Zhsaken Woman и fashion-продюсер мероприятий
«Для начала я хочу выразить самые искренние соболезнования всем родным и близким погибших в эти ужасные трагические дни в Алматы и Казахстане в целом. Я надеюсь и искренне верю, что, как пообещал Касым-Жомарт Токаев, участников мирных митингов не будут преследовать и наказывать, сохранив за ними их конституционное право на проведение демонстраций и пикетов», — выразил свою позицию Сакен Жаксыбаев.
«Я также надеюсь, что теперь государство будет уделять больше внимания развитию образования, культуры, в особенности молодого поколения, чтобы у них даже не возникало соблазна погрузиться в хаос и перейти на темную сторону.
Безусловно, те глобальные изменения, которые происходят в жизни нашего государства и в политике, в первую очередь, коснуться экономических преобразований, и они в свою очередь благоприятно повлияют на развитие fashion-индустрии как части культуры в нашей стране», — считает дизайнер.
Автор. Harper’s BAZAAR Kazakhstan. Фото. Пресс-офисы марок. Instagram.