Союз Дома Van Cleef & Arpels с миром танца берет свое начало в Париже 1920-х годов, где Луи Арпельс часто водил своего племянника Клода в Опера Гарнье, расположенную неподалеку от бутика на Вандомской площади. Первые броши Van Cleef & Arpels с фигурками балерин появились в начале 1940-х годов, и позднее им суждено было стать одним из знаковых украшений Дома. Коллекционеров сразу очаровали хрупкая красота балерин, изысканность и роскошь их нарядов.
Вдохновением для эскизов первых брошей-танцовщиц служили портреты и фотографии именитых балерин, запечатленных в самых известных партиях. Одна из первых в своем роде брошей 1941 года, Spanish Dancer, была создана по образу выдающейся франко-бельгийской балерины Мари-Анн де Кюпис де Камарго, позаимствованного с ее портрета 1730 года кисти художника Николя Ланкре (1690–1743). Уже в этом первом артефакте сложилась иконография всех последующих брошей – изящная поза балетного па, взмах тонких рук, томный изгиб шеи.
Лики танцовщиц в брошах выполнялись из золота или бриллианта огранки «роза» и были дополнены узором, который воспроизводил украшение для прически. Балерины Van Cleef & Arpels изображались непременно в пуантах и в ажурной пачке из бриллиантов или цветных драгоценных камней – ювелиры создавали иллюзию, что их наряды взлетают ввысь, вторя движениям танца.
Драгоценности
Связь Van Cleef & Arpels с миром балета лишь усилилась в 1950-х годах, когда Клод Арпельс познакомился со знаменитым хореографом Джорджем Баланчиным, сооснователем труппы New York City Ballet (Балета Нью- Йорка). Они оба были одержимы красотой драгоценных камней и танца, и эта страсть легла в основу их творческого союза. В результате на свет появился балет Баланчина «Драгоценности», впервые представленный публике в Нью-Йорке в апреле 1967 года.
Каждая из трех частей этого спектакля рассказывает историю одного драгоценного камня и символизирует одну из стран, связанных с жизненным и творческим путем хореографа: «Изумруды» на музыку Габриэля Форе отражают изысканность Франции, присущую также и французской балетной школе, «Рубины» на музыку Игоря Стравинского отдают дань острым синкопированным ритмам Америки с ее Бродвеем и джазом, а
«Бриллианты» на музыку Петра Чайковского выступают ностальгическим воспоминанием о России и безупречной чистоте школы императорского петербургского балета.
На протяжении десятилетий балет Баланчина «Драгоценности» многократно ставился на сценах таких всемирно известных театров, как Парижская опера (l’Opéra de Paris), Мариинский театр в Санкт-Петербурге, Королевский театр в Лондоне (Royal Opera House), Городской балет Майами (Miami City Ballet).
Подобно Баланчину, основатель L.A. Dance Project хореограф Бенжамен Мильпье (в прошлом солист New York City Ballet и руководитель балетной труппы l’Opéra de Paris) вдохновился драгоценностями и посвятил танцевальную трилогию Gems («Драгоценные камни») украшениям Дома Van Cleef & Arpels.
История, связанная с искусством танца, продолжилась в 2013 году созданием коллекции Ballet Précieux («Драгоценный балет»), в которую вошли 29 произведений Высокого ювелирного искусства – ода пяти шедеврам русского балета: «Лебединому озеру» и «Щелкунчику» П. Чайковского, «Баядерке» и «Золотой рыбке» Л. Минкуса и «Весне священной» И. Стравинского.
С этого момента в каждой коллекции Высокого ювелирного искусства Дом представляет новую неповторимую интерпретацию броши-балерины.
Танец на запястье
В 2021 году Дом вновь обращается к сюжету балета «Драгоценности» и создает новые модели часов, воплощающие уникальное для него видение Poetry of Time («Поэзии времени»). На циферблатах моделей Lady Arpels Ballerines Musicales в технике миниатюрной эмали запечатлены три акта балета – «Изумруды», «Рубины» и «Бриллианты». Благодаря механической анимации занавес движется и открывает изящные балетные па, они в свою очередь впервые сочетаются с музыкальным сопровождением – часы являются еще музыкальной шкатулкой с карильоном.
L’ECOLE des Arts Joailliers
Эксперты L’ECOLE des Arts Joailliers – Школы Высокого ювелирного искусства, открытой в 2012 году при поддержке Van Cleef & Arpels, запускают цикл лекций, посвященных главным источникам вдохновения Дома: любви, танцу и флоре. Слушатели лекции «Секреты сентиментальных украшений» узнают историю того, как люди выражали свои чувства через драгоценные предметы, какие тайные смыслы, послания и романтические истории могут заключать в себе ювелирные творения и что такое «секретный язык любви».
Еще на одной лекции, «Танцующие украшения», будет рассказана история создания знаменитых брошей-балерин Van Cleef & Arpels и проведена параллель между двумя мирами – ювелирным и балетным. Наконец, на третьей лекции, «Тайный язык цветов», историки ювелирного искусства раскроют символические значения цветов, которые встречаются нам на протяжении жизни, и ответят на разные интригующие вопросы: почему в Греции головы чемпионов-победителей украшали лавровыми венками или почему папирус был так важен в Древнем Египте?
Слушателям лекции представится редкая возможность погрузиться в мир, где царят непревзойдённый талант, невероятное внимание к деталям и стремление к совершенству. Все три лекции пройдут на английском языке с синхронным переводом на русский в онлайн-формате – так все поклонники ювелирного искусства смогут присоединиться к дискуссии из любой точки мира.
Лекции открыты для всех по регистрации на сайте www.vancleefarpels.com.
Автор. Harper’s BAZAAR Kazakhstan. Фото. Пресс-офис марки.