Адиль Аубекеров – современный художник, родившийся в Астрахани, живущий
в Москве и часто бывающий в Казахстане. Впрочем, его работы легко можно найти и за пределами ближнего зарубежья – удивительный стиль, цветовые решения и поразительная экспрессия работ Адиля подкупают и арабских шейхов, и западных галеристов, и международных критиков.
Текст: ЮЛИЯ ЗОЛКИНА JULIA ZOLKINA
Расскажи, где ты сейчас находишься и почему. Продиктован ли твой отъезд желанием сбежать от российской серости или причина все же в работе?
На данный момент я на Бали, куда приезжаю уже второй раз. Тут я вдохновляюсь красками, узнаю что-то новое – например, совсем недавно открыл для себя серфинг, и он здорово подпитывает мое вдохновение. Думаю, даже не важно, на каком уровне ты катаешься, – главное, что, ощущая мощь природы, получаешь безумную возможность перезагрузиться.
Где тебе приятнее и продуктивнее работается – в тропиках, Москве или Казахстане?
Даже городская серость имеет свои прекрасные оттенки – например, прошлой зимой я буквально кайфовал от нее. Ну а этой зимой решил сменить обстановку и почувствовать себя Гогеном в тропических широтах. Мне комфортно работать практически везде, но, если появляется возможность рвануть куда-нибудь подальше, я не раздумываю ни минуты. Последнее время я действительно часто бываю в Казахстане – в 2021-м был трижды практически по месяцу. Это приличный срок и шикарная возможность наблюдения, чтобы поймать необходимый импульс.
Ну и последний вопрос по географии – как у тебя сейчас распределяются силы? Где ты в основном живешь и работаешь?
Я пишу во всех своих поездках. В Казахстане мои холсты можно увидеть в столичном TSE Art Destination – в этом пространстве я эксклюзивно представлен в стране. Именно длительное сотрудничество с этой галереей стало залогом моих казахстанских успехов, и я очень благодарен ее основателю Дине Байтасовой за вклад в мое продвижение, веру и трепетное отношение в любых вопросах. Ее труд открыл мне отличную возможность творить на территории Казахстана и не только. Арт-директор галереи Бауржан Сагиев тоже значительно повлиял на мое становление своим огромным опытом работы с акулами fashion.
Четыре года назад в нашем разговоре ты четко связывал свой стиль работы с сюрреализмом – как дела с самоопределением сегодня? Появились ли моменты реальности – например, пандемия, – которые изменили выбор материалов, палитру, настроение?
Родом я из Астрахани, и там я пишу подавляющую часть своих картин. Безупречный колорит степей и палящего солнца выжигает в моем сердце потребность творить, не щадя ворсинок кистей и маркеров. Холсты уступают мне под безграничным напором чистого вдохновения, заряженного мощной энергетикой импровизации и бурного течения времени. Сегодня я склонен думать, что мой стиль – это не сюрреализм, а гораздо более самобытное направление с легким флером этнической дикости и космического присутствия.
Ну а пандемия как таковая никак не повлияла на мое творчество – наоборот, перемены в обществе приковали к моим картинам еще более пристальное внимание. Думаю, локдаун встряхнул, перезагрузил нас всех и каким-то образом сфокусировал на важных оттенках жизни. Да, конечно, что-то просело, в частности экономика, очень жаль пострадавших от этой беды людей. Волнует меня и экология – одноразовые маски теперь можно увидеть во всех проточных водах мира. Но человек – существо удивительно стойкое, и я уверен, что со временем все наладится.
При этом мои картины стали будто еще пронзительнее открывать новые горизонты восприятия. Художник должен задавать направление движения, он – некая энергетическая ищейка в нашем мире шоуменов, и этот факт вдохновляет меня искать и находить, роясь в бессознательном потоке творчества.
Сегодня многие части жизни человека успешно перемещаются из офлайна в онлайн, но твои работы были весьма instagramable еще годы назад. Уделяешь ли ты серьезное внимание своим социальным сетям как инструменту наращивания популярности?
Мне на данный момент не интересна диджитализация своего искусства, я просто фотографирую свои холсты – и этого достаточно. Лично для меня ничто не заменит ручной труд, этот момент я для себя уловил абсолютно точно, несмотря на то что в общем-то рад активному развитию digital-сферы.
Для меня Instagram – важный, но не основной инструмент продвижения, и свой аккаунт я стараюсь не захламлять левой рекламой и вообще не перегружать его контентом. Ну а в основе фотогеничности моих работ лежит желание вложить в каждую из них энергию вечности, поэтому им грех выглядеть плохо.
Мой зритель – тот, кто любит этот мир и видит его силу, кто живет моментом и ни о чем не жалеет, чей пульс стучит в такт с моим. Жизнь – штука короткая и безумно увлекательная, именно этой идеей я делюсь со своим зрителем, поэтому тут важно не количество, а качество.
Расскажи о выставках и других событиях в сфере искусства, в которых ты участвовал в последнее время?
2021 год начался для меня с первой персональной выставки в Дубае, состоявшейся при поддержке TSE Art Destination. Благодаря работе кураторов мои картины разлетелись по миру, причем максимально недешево, и среди клиентов были люди разных национальностей.
Уверен, что нам удалось избежать посыла «поддержите своего соотечественника» – не терплю жалость в свою сторону. Для меня, напротив, было особенно важно показать, что я понятен, важен и актуален для людей разных культур, говорящих на разных языках. И это то, к чему я всегда стремился: передача энергии без помощи слов, одними чувствами. Это был жесткий заряд на исследование и открытие себя – для самого себя же. Кроме того, я крайне позитивен, и это особо остро необходимо миру именно сейчас.
Возвращаясь к выставкам 2021 года – летом состоялась моя вторая персональная выставка в Москве. Я остался доволен и благодарен своим представителям в России – Елене Паршиной, Надежде Аванесовой и Александру Баландину из PA Gallery.
Уже осенью состоялся еще один визит в Казахстан – я побывал в Алматы по приглашению очень талантливых людей из дизайн-студии Étage и поучаствовал в удивительной выставке «Чувство ритма», открывающей диаметрально разные грани творчества разных художников. Для меня было честью написать несколько картин в этом прекрасном городе, не говоря уже про возможность выставляться в безумно крутом Государственном музее искусств им. Кастеева, где хранится наследие поколений, принадлежащих миру изобразительного искусства.
Не задумывался ли ты о сотрудничестве с кем-то из представителей fashion-сферы? В каком конкретно направлении ты хотел бы поработать: кроссовки, роспись сумочек или, может быть, линейка по уходу за волосами?
Про коллаб с громкими брендами я задумывался только в качестве концепта на будущее. Пока у меня в голове крутятся лишь кое-какие наметки, но на данный момент я весь в написании картин. При этом признаю, что этот инструмент сейчас очень и очень хорошо зарекомендовал себя в продвижении артистов.
Бренды привлекают художников, насыщая свой продукт дополнительными смыслами, позволяя в том числе и самим художникам развиваться. В общем, жирный лайк всем, кто работает в таких проектах. Направление, в котором я хотел бы поработать с брендами, – это, конечно же, скульптура и орнамент.
У тебя появились любимые работы из тех, что ты написал в последнее время?
Думаю, я не готов выделять какие-то конкретные работы среди всех остальных. Мотивирую это тем, что весь мир состоит из картин: они о нас всех, обо всем и каждом. Космические нити связывают наши мысли пуховым одеялом безграничных возможностей исследования себя через познание. Мне бы хотелось, чтобы при взгляде на мои работы люди давали свободу своей фантазии и уделяли хотя бы немного времени созданию собственной палитры чувств.
Автор. Юлия Золкина. Фото. Личный архив героя.