О смыслах и истоках вдохновения для новой коллаборации и о снежном барсе как символе 2022 года рассказали художница Алмагуль Менлибаева и дизайнеры бренда WE NERA.
Фото: АРДАК САТПАЕВА ARDAK SATPAEVA
Стиль: АЖАР КУДАЙБЕРГЕНОВА AZHAR KUDAIBERGENOVA
Текст: АЗИЗА ЕСМАГАНБЕТОВА AZIZA YESMAGANBETOVA
Редактор: ЛАРИСА АЗАНОВА LARISSA AZANOVA
В канун нового 2022 года бренд WE NERA поделился тизером новой коллаборации с художницей Алмагуль Менлибаевой – анимация с изображением снежных барсов появилась как поздравительная диджитал-открытка в социальных сетях марки. А уже весной обретает физическую форму в виде лимитированной коллекции шелковых платков с авторскими принтами художницы. При рассматривании самой коллекции, состоящей из 5 рисунков, в первую очередь в глаза бросается та, что с барсами.
«На одном платке я изобразила двух жемчужных снежных барсов в мерцающем горном пространстве – момент на стыке объединения гор и космоса. Этот образ для коллаборации с WE NERA выбран не случайно. Всегда привлекало мое внимание это красивое и таинственное создание – символ всей географической части Центральной Азии.
По древнему тенгрианскому кочевому календарю 2022 год символизирует самку Барса, это женский знак. Именно в тот день, когда мы выпустили наше видео к новогодней ночи, культуролог и писатель Зира Наурызбаева поделилась информацией: «Первым о тюрко- монгольском происхождении «китайского» календаря написал в начале 19 века французский синолог Ж.П. Абель-Ремюза, опираясь на китайские летописи. В.В. Цыбульский в книге «Лунно-солнечный календарь стран Юго-Восточной Азии» (Москва, 1988) писал: «Идея создания юпитерного календаря с небесной символикой 12-летнего животного цикла была воспринята народами Восточной Азии от кочевников Центральной Азии». В восточноазиатском календаре снежного барса со временем заменили на тигра.
В этой серии платков снежный барс и его красивое окружение – единый суперорганизм, обладающий разумом. И мы должны защищать его от угрозы из-за таяния ледников. Поэтому вся серия работ представляет его окружение: «Фукси Луна», «Горная Вода», «Чай с Хурмой».
«В совместной капсуле мы предлагаем современные позиции в потребительской культуре, где одежда не только красивая вещь, но также сама и есть концепция осознанного выбора будущего», – говорит Алмагуль о смыслах, заложенных в изображении.
История появления остальных принтов не менее интересна: «Лимитированная коллекция платков родилась под впечатлением от цифровых проектов Алмы. Мы предложили ей разработать эксклюзивно для WE NERA принты, где органично соединились бы волнующие нас темы природы, воды, космоса, осознанности. Образы благородных барсов, свежей зелени водорослей и травы, огненно-розовых закатов и текучих жемчужных капель предлагают нам через художественную трансформацию по-другому взглянуть на постпандемический мир новых возможностей.
В процессе обсуждения и доработок родилась идея авторского платка-объекта. Это так созвучно с концепцией диджитал-номадизма и современными принципами осознанного потребления. Платки от Алмагуль и WE NERA – это одновременно утилитарный аксессуар одежды и предмет искусства, который всегда можно оформить в картину и украсить интерьер», – рассказывают дизайнеры бренда Жанара Мирзажанова и Анна Тё.
Алмагуль Менлибаева с развитием технологий и возможностей с 2017 года реализует цифровые проекты в физических материях. Будучи дизайнером по тканям по первому образованию, художница развивает мысль о ткани как «ткани жизни». Для каждой кочевницы, философини и художницы тканый материал являлся также гибким архитектурным материалом, например войлочная юрта. Абстрактные глитчевые принты на платках – это синтез из ее работ с видео- инсталляциями, цифровых проектов и искусственного интеллекта.
«Мы в прямом смысле живем виртуально, и наша цифровая репрезентация поменяла нашу материальную реальность и представление о самих себе. Поэтому в этом проекте с WE NERA я как бы вернулась в свою профессию с обновленным отношением, когда технологии влияют на окружение и как мы думаем о нашем теле через формат постдиджитал-арт.
Знаете, у физиков есть понятие «память материала». Я практикую эту «память материала» через возвращение к традиционным формам в работах. Это понятие я отношу к тому, насколько вы умеете развивать свою нить во времени, как, например, историческая память или формат традиционной музыкальной памяти. У меня «нить во времени» развилась случайно – через изучение древних кочевых тканей и одежды. Там технологии производства и происхождение орнаментов очень важны. Возможно, поэтому меня привлекают и современные технологии – тем, что они быстро меняются, но оставляют на нас следы глубоких трансформаций. Я хочу, чтобы у желающих была возможность надевать не только красивые, но и умные вещи, которые бы помогали им выражать современную позицию и чувствовать себя в пульсе времени. Я думаю, многие со мной согласятся», – рассказывает Алмагуль о задачах коллаборации в контексте личного и в рамках современного мира.
На капсулу, которая имеет все шансы стать предметом коллекционирования как для ценителей моды, так и для любителей современного искусства, дизайнеров WE NERA вдохновил один из проектов Алмагуль с Голландским музеем Textile Laboratory, а именно эскизы ковра, который впоследствии был соткан на производственной базе музея. Неординарные диджитал-рисунки и сам уже готовый ковер произвели на них неизгладимое впечатление: «Для нас эта коллаборация – очередная ступень в развитии бренда и прекрасная возможность творчески соединить элементы современного искусства и дизайна одежды. И с большой любовью к деталям создать что-то удивительно новое, интересное и со смыслом. Наши платки – своеобразная дань уважения этнокультуре номадов и их принципам осознанности и уважения к природе».
МОДЕЛЬ: АЙЯ ГОРР @CASSIS MODELS MANAGEMENT; МАКИЯЖ И ПРИЧЕСКА: НАЗГУЛЬ БИСЕНОВА @ BALLA.BEAUTYSTUDIO; ПРОДЮСЕРЫ: АЗИЗА ЕСМАГАНБЕТОВА, АДИНА ЛАИКОВА.